Земельные участки, используемые не по целевому назначению, являются объектом контроля
У организаций объектами обложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки и доли в праве на них (далее – земельные участки):
– принадлежащие им на праве частной собственности, постоянного или временного пользования;
– иные земельные участки, в отношении которых организации в соответствии с законодательством имеют право осуществлять пользование;
– предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые (п. 1 ст. 238 НК [1]).
Налог должен уплачиваться исходя из тех документов и сведений, которые являются основанием для исчисления земельного налога (п. 3 ст. 243 НК) |*|.
* Порядок уплаты земельного налога товариществом собственников
Одним из основных принципов земельных отношений является принцип использования земельных участков по целевому назначению. Если земельный участок выделен для одной определенной цели, то использовать его для других целей, не установленных решением об изъятии и предоставлении земельного участка, нельзя.
Проверьте, выполнены ли условия по применению льготы
Льготы в части объектов, освобождаемых от земельного налога, установлены в ст. 239 НК.
Организации, имеющие право на льготу, не уплачивают земельный налог при соблюдении определенных условий.
Например, освобождаются от земельного налога земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, при следующих условиях:
1) эти ценности включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь;
2) их собственники-организации выполняют обязательства, обусловленные законодательством о культуре (за исключением определенных случаев).
Теперь давайте разберемся, нужно ли организациям-льготникам представлять декларацию по земельному налогу в налоговый орган.
Ситуация 1
Представление декларации при наличии льготы
Санаторий расположен в Минской области и имеет во временном пользовании земельный участок.
1. Может ли санаторий применить льготу, определенную подп. 1.9 п. 1 ст. 239 НК?
Указанная льгота предусматривает освобождение от уплаты земельного налога земельных участков санаторно-курортных и оздоровительных организаций (подп. 1.9 п. 1 ст. 239 НК).
Освобождение применяется, если статус санаторно-курортных и оздоровительных организаций определяется по результатам обязательной государственной аттестации, критерии и порядок проведения которой устанавливает Совет Министров Республики Беларусь (п. 1 Указа № 542 [2]).
Иными словами, если у санатория статус «санаторно-курортная организация» подтвержден в установленном порядке, то он имеет право на вышеназванную льготу.
2. Должен ли санаторий представлять декларацию по земельному налогу в налоговый орган?
У санатория имеется в пользовании объект налогообложения – земельный участок, в отношении которого он признается плательщиком земельного налога.
В связи с этим он обязан представить в налоговый орган заполненную декларацию по земельному налогу.
Справочно:
порядок проведения государственной аттестации санаторно-курортных и оздоровительных организаций установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.11.2006 № 1450.
Не забудьте заполнить приложение 1 «Сведения о размере и составе использованных льгот» к декларации. В нем необходимо указать:
– содержание льготы с указанием абзаца, подпункта, пункта, статьи, даты принятия, номера и вида правового акта, которым она установлена (гр. 2);
– размер льготируемой налоговой базы (гр. 4);
– сумму налога, не поступившую в бюджет в связи с использованием льготы (гр. 5).
По общему правилу налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка
Исключения закреплены в п. 6 ст. 240 НК, где в качестве налоговой базы устанавливается площадь земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка зависит от его функционального использования (вида оценочной зоны), которое определяется на основании целевого назначения этого участка, установленного местным исполкомом (пп. 2 и 3 ст. 240 НК), в соответствии с приложением 5 к НК.
Отметим, что в НК сохранился прежний принцип |*|: если кадастровая стоимость земельного участка за гектар менее установленного порога, то в качестве налоговой базы используется площадь земельного участка (подп. 6.5–6.11 п. 6 ст. 240 НК).
Налоговая база определяется в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который исчисляется земельный налог (п. 5 ст. 240 НК).
С 2020 г. Указом № 503 внесены некоторые изменения в определение налоговой базы земельного налога, причем по всем видам функционального использования земель.
По общественно-деловой и производственной зонам она проиндексирована с применением прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 г.; по жилой многоквартирной, жилой усадебной и рекреационной зонам проиндексирована с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2018 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2019 и 2020 гг. (п. 8 Указа № 503 [3]).
Налоговую базу пересчитывает ГУП «Национальное кадастровое агентство», а организации, посетив его сайт (http://vl.nca.by), могут получить сведения о кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2020.
Установлены новые размеры порогов, исходя из которых определяется налоговая база земельного налога (подп. 9.1 п. 9 Указа № 503). В 2019 г. размеры этих порогов определялись в подп. 6.5–6.11 п. 6 ст. 240 НК. Фактически в 2020 г. они увеличены по всем видам оценочных зон на прогнозный уровень инфляции.
От редакции
Посетив сайт и получив необходимую информацию для исчисления земельного налога, сделайте скриншот этой информации и сохраните его.
Это необходимо, поскольку на указанном сайте в течение года нередко меняется информация о кадастровой стоимости земельного участка, которая действует не с момента внесения изменения, а с 1 января отчетного года. Причем эти изменения на сайте нигде не фиксируются.
В случае проверки правильности исчисления земельного налога налоговые органы будут руководствоваться информацией, размещенной на сайте http://vl.nca.by на момент проверки.
То есть, если при проверке окажется, что организация при исчислении земельного налога применила данные о кадастровой стоимости земельного участка с информационного ресурса, которые не соответствуют данным на момент проверки, и не сможет доказать, почему она их применила, то проверяющие доначислят организации земельный налог, а также пеню и административный штраф.
Такова практика сегодняшнего дня |*|.
Указ № 503 уточнил на 2020 год некоторые ставки земельного налога
Сохранился прежний порядок определения ставок: исходя из налоговой базы. Этот порядок изложен в ст. 241 НК.
К кадастровой стоимости земельного участка применяется ставка в процентах от кадастровой стоимости (приложение 6 к НК).
Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли) определяются согласно нормам пп. 2–5 ст. 241 НК с учетом поправок, указанных в п. 9 Указа № 503.
Так, с 1 января по 31 декабря 2020 г. ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения установлены:
Ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, определяются как фиксированная сумма за гектар (п. 6 ст. 241 НК).
Новые ставки земельного налога на земли, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь, установлены в подп. 9.2 п. 9 Указа № 503 |*|.
Не забудьте к ставке земельного налога применить коэффициенты
1. Понижающие коэффициенты.
Для организаций в отношении земельных участков (их частей), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, возведенные организациями после 1 января 2019 г., введены понижающие коэффициенты.
Они применяются начиная со второго года с даты приемки указанных капитальных строений в эксплуатацию с постепенным ежегодным их увеличением (п. 12 ст. 241 НК).
В первый год земельные участки освобождаются от обложения земельным налогом согласно льготе, определенной подп. 1.30 п. 1 ст. 239 НК: от земельного налога у плательщиков-организаций освобождаются земельные участки (части земельных участков), на которых расположены впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения), их части в течение 1 года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством.
По истечении срока действия льготы можно применять к годовой ставке земельного налога понижающие коэффициенты в течение:
– второго года (12 месяцев) – 0,2;
– третьего года (12 месяцев) – 0,4;
– четвертого года (12 месяцев) – 0,6;
– пятого года (12 месяцев) – 0,8.
Ситуация 2
Применение понижающих коэффициентов
Капитальное строение (здание) построено и принято в эксплуатацию 30.09.2019 в порядке, установленном законодательством.
У плательщиков-организаций на основании подп. 1.13 п. 1 ст. 228 НК освобождаются от налога на недвижимость впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения), их части в течение 1 года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством.
В рассматриваемой ситуации одна часть годового периода, исчисляемого от даты приемки в эксплуатацию капитального строения (здания), приходится на IV квартал 2019 г., а другая часть – на I–III кварталы 2020 г.
С учетом норм подп. 1.13 п. 1 ст. 228 и подп. 1.30 п. 1 ст. 239 НК по этому капитальному строению (зданию) и по земельному участку, занятому таким объектом, может быть применена льгота в виде освобождения от налога на недвижимость и земельного налога соответственно в IV квартале 2019 г. и в I–III кварталах 2020 г.
Начиная с IV квартала 2020 г. и по III квартал 2021 г. включительно возможно применение коэффициента 0,2 к ставке земельного налога по земельному участку, занятому таким объектом.
В письме МНС [4] |*| отмечается, что указанные льготы могут быть применены только заказчиком-застройщиком, дольщиком или инвестором. Арендаторы, признаваемые плательщиками налога на недвижимость в отношении арендуемого имущества, а также организации, которые приобрели капитальные строения (здания, сооружения) или получили их на безвозмездной основе, исчисляют и уплачивают имущественные налоги в общеустановленном порядке без применения установленных налоговых преференций.
* Ответы специалиста МНС по порядку исчисления и уплаты земельного налога в 2019 г.
2. Коэффициенты, установленные решениями местных Советов депутатов.
Областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский горсовет вправе увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. На 2020 г. и последующие годы к ставке земельного налога может быть установлен увеличивающий (уменьшающий) коэффициент до 2,0 раза (п. 10 ст. 241 НК). Ставки, увеличенные или уменьшенные в соответствии с решениями местных Советов депутатов, для исчисления и уплаты земельного налога применяются с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято (п. 2 ст. 243 НК).
Важно! Земельный налог исчисляют по ставке, увеличенной (уменьшенной) в соответствии с решением местного Совета депутатов по месту нахождения земельных участков (п. 13 ст. 241 НК).
Декларацию за 2020 год необходимо подать в налоговую инспекцию по месту постановки на учет
Организации исчисляют сумму земельного налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки с учетом упомянутых выше коэффициентов, налоговых льгот, периода пользования земельным участком.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (ст. 242 НК).
В порядок исчисления земельного налога и его уплаты изменения в 2020 г. не вносились (ст. 243, 244 НК) |*|.
* Новации, произошедшие в 2020 г. в налоговой сфере, в т.ч. по земельному налогу
Обязанность по исчислению земельного налога может возникать у плательщика:
– на начало текущего налогового периода, когда годовая сумма налога определяется исходя из наличия объектов налогообложения (земельных участков) на 1 января 2020 г.;
– в течение текущего налогового периода, когда возникают обстоятельства, вызывающие возникновение, изменение или прекращение налогового обязательства плательщиков по земельному налогу.
Уплату налога за все земли (кроме земель сельскохозяйственного назначения) организации (кроме садоводческих товариществ) вправе произвести по своему выбору (абз. 2 подп. 6.1 п. 6 ст. 244 НК):
– либо единовременно (не позднее 24.02.2020) – годовую сумму;
– либо ежеквартально (не позднее 24.02.2020, 22.05.2020, 24.08.2020, 23.11.2020) – 1/4 годовой суммы.
За земли сельскохозяйственного назначения платить налог можно также по выбору плательщика:
– либо 1 раз в год не позднее 15 апреля;
– либо 4 раза в год не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября текущего года;
– либо в сроки, установленные абз. 2 подп. 6.1 п. 6 ст. 244 НК.
Выбранный организациями порядок уплаты земельного налога не подлежит изменению в течение налогового периода.
Важно! Организации, применяющие УСН, исчисляют и уплачивают земельный налог в общем порядке (ст. 236, подп. 1.1 п. 1 ст. 326 НК).