Два уровня таможенного регулирования в СЭЗ
Таможенное законодательство для СЭЗ 2-уровневое:
1) Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее – Соглашение от 18.06.2010); Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) и сменяющий его с 01.01.2018 Таможенный кодекс ЕАЭС;
2) белорусское законодательство, представленное Указами № 262* и № 508**, внутренними актами таможенного регулирования.
__________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» (далее – Указ № 262).
** Указ Президента Республики Беларусь от 30.12.2016 № 508 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 508).
К товарам на территории СЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (далее – СТЗ). Соглашение от 18.06.2010 предусматривает, что товары, изготовленные на территории СЭЗ с использованием иностранных товаров, помещенных под эту процедуру, приобретают статус иностранных товаров. Территория СЭЗ является частью территории ТС, но при прекращении данной таможенной процедуры возникает обязанность уплаты таможенных пошлин. Исключений из этого правила немного. В частности, критерий достаточной переработки: изменение классификационного кода товара по единой ТН ВЭД ТС на уровне любого из 1–4 знаков превращает товар из иностранного в товар ТС.
Изменения-2017
Приведенные выше положения в Соглашении от 18.06.2010 были заложены как «временные».
Так, определение статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ резидентами, зарегистрированными в Республике Беларусь до 1 января 2012 г., осуществлялось в таком порядке только до 1 января 2017 г. (часть пятая п. 2 ст. 10 Соглашения от 18.06.2010). До указанной даты при наличии критериев «достаточной переработки» товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, могли быть признаны товарами ЕАЭС. Это позволяло резидентам СЭЗ помещать такие товары под таможенную процедуру реимпорта, т.е. без уплаты ввозных таможенных пошлин (п. 1 ст. 292 ТК ТС).
После 1 января 2017 г. продукция, содержащая в своем составе иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, относится к иностранным товарам. Для вывоза на остальную часть таможенной территории ЕАЭС она подлежит помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 210 ТК ТС).
Чтобы смягчить последствия таких неблагоприятных изменений, и был принят Указ № 508, который в числе прочих льгот освободил от «таможенного» НДС |*| помещаемые резидентами СЭЗ под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ (подп. 1.1-4 п. 1 Указа № 262). Другими словами, если законодаательство ТС обязало в данном случае платить таможенные пошлины, то белорусское законодательство в пределах своих полномочий освободило от НДС.
* Информация об освобождении от уплаты НДС товаров, вывозимых резидентами СЭЗ, в ЕАЭС
Изменения-2018
Как ожидалось, ТК ЕАЭС должен был вступить в силу с 1 июля 2017 г. Теперь планируемый срок перенесен на 1 января 2018 г. Новый документ придет на смену ТК ТС и Соглашению от 18.06.2010, напрямую регулируя (ст. 201–210 ТК ЕАЭС) таможенную процедуру СТЗ.
По общему правилу товары, полностью или частично изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, приобретают статус иностранных товаров (п. 9 ст. 201 ТК ЕАЭС). Они могут быть признаны товарами ЕАЭС с учетом критерия достаточной переработки, если в результате совершения операций по изготовлению (получению) товаров выполняется одно из следующих условий:
1) изменен код товаров по ТН ВЭД на уровне 1–4 знаков классификационного кода;
2) процентная доля стоимости иностранных товаров не превышает фиксированной доли в цене конечной продукции или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли) и др. (п. 2 ст. 210 ТК ЕАЭС).
Эти нормы имеют множество исключений, направленных на ограничение беспошлинного доступа товаров из СЭЗ на остальную территорию ЕАЭС. В частности, Комиссия ЕАЭС должна определить перечень условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, товарами ЕАЭС (п. 1 ст. 454 ТК ЕАЭС). Пока же для Беларуси критерии достоточной переработки определяются национальным законодательством, а подтверждением является сертификат формы СТ-1.
ТК ЕАЭС предусматривает обязательную идентификацию иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, путем проставления на товарах печатей, штампов, иной маркировки, фиксации серийных номеров, фотографирования, подробного описания и т.п. (ст. 206 ТК ЕАЭС). На сегодняшний день белорусское законодательство* позволяет субъектам хозяйствования |**| самостоятельно определять возможность идентификации.
___________________
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2017 № 94.
** Информация об особенностях уплаты налога на недвижимость для резидентов СЭЗ
Таможенные процедуры, под которые помещаются товары при их вывозе с территории СЭЗ по ТК ЕАЭС, приведены в таблице.