Изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс РБ (далее – НК), направлены на реализацию основных направлений бюджетно-налоговой политики на 2012 год, а также на дальнейшее упрощение налоговой системы страны, порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, снижение налоговой нагрузки, облегчение восприятия плательщиками предписаний НК, а также решение ряда проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения НК.
Рассмотрим, какие изменения и дополнения внесены в гл. 12 НК "Налог на добавленную стоимость".
Все материалы вы можете найти в свежих номерах журнала "Главный Бухгалтер" на портале GB.BY
Еще материалы по налоговому кодексу
Прочее выбытие объектов и выбытие имущества в связи с чрезвычайными обстоятельствами
До 1 января 2012 г. обороты по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства признавались объектом обложения НДС.
В то же время обороты по прочему выбытию товаров, стоимость которых в соответствии с законодательством включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли; дохода, облагаемого подоходным налогом с физических лиц, не признавались объектом обложения НДС.
При этом суммы недостач, потерь и порчи активов, в т.ч. произошедших сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, определенном законодательством, если их виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них, включают в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении (подп. 3.13 п. 3 ст. 129 НК).
Также признавалось объектом обложения НДС выбытие имущества в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие).
Учитывая сложность налогового администрирования и незначительные поступления налога в бюджет от указанных объектов налогообложения, с 1 января 2012 г. из объектов обложения НДС исключены обороты по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства, а также выбытие имущества в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Важно! В случае получения в 2012 г. суммы возмещения причиненного ущерба в отношении недостач, порчи и т.д., признаваемых объектом налогообложения в 2011 г., сумму превышения полученного возмещения над размером налоговой базы, отраженной в налоговой декларации (расчете) по НДС за 2011 г., следует облагать НДС в 2012 г. как сумму, увеличивающую налоговую базу (п. 18 ст. 98 НК).
1) за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
С 2012 г. не признают объектами обложения НДС…
…безвозмездное оказание работ, услуг сельскохозяйственным организациям
В настоящее время распространенной практикой является оказание плательщиками на безвозмездной основе помощи сельскохозяйственным организациям в уборке урожая, заготовке кормов. С целью освобождения такой помощи от НДС подп. 2.5.1 п. 2 ст. 93 НК дополнен положениями, предусматривающими исключение из состава объектов обложения НДС безвозмездного выполнения работ (услуг) для сельскохозяйственных организаций.
Непризнание таких операций объектами обложения НДС не влечет необходимости отражения данных об этих операциях в налоговой декларации (расчете) по НДС. Указанные обороты не участвуют в распределении налоговых вычетов.
…реализацию ценных бумаг, включая их первичное размещение
По аналогичной причине, а также в целях развития финансового рынка из освобождаемых от НДС оборотов в обороты по реализации, непризнаваемые объектом обложения НДС, перенесены обороты по реализации ценных бумаг, включая операции по их первичному размещению (подп. 2.25 п. 2 ст. 93 НК).
Таким образом, с 1 января 2012 г. реализацию ценных бумаг, включая их первичное размещение, не признают объектом обложения НДС и соответственно указанные обороты по реализации не отражают в налоговой декларации (расчете) по НДС.
Процентный (купонный) доход, полученный (начисленный) в 2012 г., также не признается объектом обложения НДС и не подлежит отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС.
Необходимо отметить, что до 2012 г. вышеуказанные обороты по реализации признавались освобождаемыми от НДС. Это требовало отражения их в соответствующей строке налоговой декларации (расчета) по НДС и участия таких оборотов в распределении сумм налоговых вычетов. При этом признание освобождаемым объектом налогообложения непосредственно первичного размещения ценных бумаг осуществлялось только в период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г.
Отметим, что в 2011 г. распределение сумм "входного" НДС по общехозяйственным расходам исходя из удельного веса можно было не производить при наличии в учетной политике организации соответствующей записи о ведении раздельного учета "входного" НДС, приходящегося на общехозяйственные расходы в части оборотов по реализации ценных бумаг.
…операции с материальными ценностями государственного и мобилизационного материальных резервов
Перечень операций, непризнаваемых объектом обложения НДС, с 2012 г. дополнен операциями с материальными ценностями государственного и мобилизационного материальных резервов, осуществляемыми в соответствии с законодательством (закладка, выпуск, освежение, замена, заимствование, разбронирование и подобные операции с материальными ценностями) (подп. 2.24 п. 2 ст. 93 НК).
При этом непризнание объектами обложения данных операций касается как организаций Госрезерва, так и сторонних организаций, которые осуществляют, к примеру, закладку материальных ценностей в Госрезерв.
Данные обороты в налоговой декларации (расчете) по НДС отражать не следует. Такие обороты не участвуют в распределении налоговых вычетов.
Возврат товаров не признают объектом обложения НДС
Во время проведения конференции был обсужден вопрос: признают ли объектом обложения НДС возврат товаров?
Оборот по возврату товаров не признают объектом обложения НДС, поскольку в случае возврата покупателем продавцу товаров у продавцов на сумму оборота по их реализации уменьшаются обороты по реализации того отчетного периода, в котором произведен возврат товаров, а у покупателей в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка налоговых вычетов.
Данное положение не применяют в отношении товаров, возвращенных их продавцу для ремонта, если не изменяется их стоимость. Указанная норма установлена в п. 11 ст. 103 НК.
Проводить эту операцию через реализацию в целях исчисления НДС не имеет смысла.
Освобождают от НДС обороты…
…организаций, использующих труд инвалидов
В целях установления единообразия в применении освобождения от НДС организаций, использующих труд инвалидов, в т.ч. на основе подходов, закрепленных в Указаниях по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92, в подп. 1.16 п. 1 ст. 94 НК внесены соответствующие изменения.
От редакции:
Более наглядно внесенные изменения видны в табл. 1 и 2.
В подп. 1.19 п. 1 ст. 94 НК внесены изменения, которые предусматривают, что перечень организаций, их обособленных подразделений, осуществляющих санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, обороты по реализации путевок в которые освобождают от НДС, утверждает не Президент, как это было ранее, а Совет Министров.
В настоящее время перечень организаций, их обособленных подразделений, осуществляющих санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, обороты по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения которых освобождены от НДС, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 12.03.2012 № 219 (применяется с 1 января 2012 г.).
Вышеуказанное постановление было принято 12 марта 2012 г. До этой даты можно было руководствоваться нормами Указа Президента РБ от 19.03.2006 № 154 "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения" (далее – Указ № 154).
Указом № 154 было предусмотрено, что обороты по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление организациями, их обособленными подразделениями, осуществляющими санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, согласно прилагаемому перечню освобождались от обложения НДС.
Таким образом, если организация, осуществляющая санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, была включена в перечень, утвержденный Указом № 154, то по оборотам по реализации ею путевок в свой санаторий в период с 1 января 2012 г. до 12 марта 2012 г. освобождение от НДС она могла применять на основании норм Указа № 154.
…по реализации услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов
С 2012 г. освобождены от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых в пределах Республики Беларусь (подп. 1.31 п. 1 ст. 94 НК).
С 2012 г. вышеуказанная норма НК в целях применения освобождения от НДС не содержит обязанности оказания данных услуг гидами-переводчиками и экскурсоводами только иностранным туристам. В связи с этим с 2012 г. освобождение от НДС при оказании услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов следует применять без каких-либо ограничений.
Соответствующие изменения готовятся и будут внесены в Указ Президента РБ от 02.06.2006 № 371 "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь".
…по предоставлению возмездных денежных займов
С 2012 г. освобождены от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь операций по предоставлению возмездных денежных займов (подп. 1.47 п. 1 ст. 94 НК).
Данные операции подлежат отражению в стр. 8 налоговой декларации (расчета) по НДС.
Положения подп. 1.47 п. 1 ст. 94 НК применяют только в отношении предоставляемых возмездных денежных займов и независимо от целей их предоставления и получателей.
По общему правилу объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК). Поскольку предметом договора займа являются денежные средства, а деньги для целей НДС не относятся к товарам, то налоговую базу по операциям по предоставлению возмездных денежных займов определяют как сумму процентов, взыскиваемых (начисляемых) по договору займа.
Положениями ст. 100 НК не установлено специальных норм, определяющих момент фактической реализации в отношении процентов по договорам на предоставление возмездных денежных займов. Вместе с тем в состав внереализационных доходов для целей обложения налогом на прибыль включают доходы в виде процентов, полученных за предоставление в пользование денежных средств организации (подп. 3.5 п. 3 ст. 128 НК).
Учитывая, что для целей налогового учета проценты по договору займа отражают в составе доходов по мере их получения, отражение указанных процентов в налоговой декларации (расчете) по НДС также следует осуществлять по мере их поступления (оплаты) независимо от применяемого плательщиком (займодавцем) метода определения момента фактической реализации объектов и стороны, выступающей заемщиком (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо).
При этом следует освобождать от НДС и отражать по стр. 8 налоговой декларации (расчета) по НДС проценты по договору займа, полученные в 2012 г. как по займам, выданным до 1 января 2012 г., так и по займам, выданным с 1 января 2012 г.
В отношении операций по предоставлению возмездных денежных займов, освобождаемых от НДС в 2012 г., рекомендуется в учетной политике организации предусматривать метод распределения налоговых вычетов по данным раздельного учета. В таком случае при обеспечении отдельного учета сумм "входного" НДС по общехозяйственным расходам, относящихся к вышеуказанным оборотам по реализации, данные суммы относятся на затраты в соответствии с требованиями ст. 106 НК на основании данных раздельного учета без необходимости распределения по удельному весу.
…по реализации иностранными организациями работ, услуг, связанных с участием белорусских организаций в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах
Для стимулирования вывоза белорусских товаров за пределы республики и снижения расходов отечественных предприятий п. 1 ст. 94 НК дополнен подп. 1.46, предусматривающим освобождение от НДС оборотов по реализации иностранными организациями работ, услуг, связанных с участием белорусских организаций в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах.
Налоговая база и суммы НДС, подлежащие уплате в соответствии с ст. 92 НК при приобретении объектов у иностранных организаций, подлежат отражению по стр. 13 разд. I части I налоговой декларации (расчета) по НДС.
Таким образом, по работам (услугам), указанным в подп. 1.46 п. 1 ст. 94 НК и приобретенным в период с 1 апреля 2011 г., обязанность по исполнению налогового обязательства по НДС в соответствии со ст. 92 НК не возникает и эти освобождаемые от НДС обороты не отражают в разд. I части I налоговой декларации (расчете) по НДС.
Справочно: вышеуказанную норму организации ранее применяли в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров" по работам (услугам), приобретенным белорусскими плательщиками в период с 1 апреля 2011 г.
Изменения ст. 95 НК позволяют минимально отсрочить уплату в бюджет комиссионером "ввозного" НДС и направлены на необходимость применения подп. 1.1, 1.4 п. 1 ст. 2 Протокола по товарам* к поставкам в Беларусь товаров из России по договорам комиссии.
При урегулировании данного вопроса в НК были учтены 2 обстоятельства:
1) отвлечение оборотных средств (в т.ч., возможно, и за счет комитента) на уплату "ввозного" НДС по товару, который находится в собственности российской организации;
2) необходимость соблюдения правила, заложенного в подп. 1.4 п. 1 ст. 2 Протокола по товарам: налогообложение импорта товара, который на момент его ввоза на территорию государства – члена Таможенного союза не является проданным (но товар ввезен с целью реализации плательщику этого государства – члена Таможенного союза), производится при приобретении товара покупателем.
Учитывая изложенное, с 1 января 2012 г. положения ст. 95 НК дополнены п. 5, согласно которому налоговая база для целей исчисления и уплаты НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза, может отражаться в налоговой декларации (расчете) по НДС:
1) либо того месяца, срок представления которой следует за датой принятия к бухгалтерскому учету фактически ввезенных товаров на территорию Республики Беларусь;
2) либо того месяца, в котором в связи с условиями внешнеторгового договора товары приняты к бухгалтерскому учету.
Приведенное положение применяется, если такое принятие к бухгалтерскому учету товаров предшествует их фактическому ввозу на территорию Республики Беларусь.
Таким образом, в случае принятия приобретаемых товаров к бухгалтерскому учету в январе 2012 г., а их фактического ввоза – в феврале 2012 г. плательщик вправе отразить налоговую базу по "ввозному" НДС:
1) в налоговой декларации (расчете) по НДС того месяца, в котором в связи с условиями внешнеторгового договора товары приняты к бухгалтерскому учету, т.е. в налоговой декларации (расчете) по НДС за январь 2012 г.;
2) в налоговой декларации (расчете) по НДС того месяца, срок представления которой следует за датой принятия к бухгалтерскому учету фактически ввезенных товаров.
При этом в случае если фактический ввоз товаров будет осуществлен до 20 февраля 2012 г., налоговая база по "ввозному" НДС должна быть отражена в налоговой декларации (расчете) по НДС за январь 2012 г., так как 20 февраля 2012 г. – это ближайший срок представления налоговой декларации (расчета) по НДС, который следует за датой принятия к бухгалтерскому учету фактически ввезенных товаров.
В случае если фактический ввоз товаров будет осуществлен после 20 февраля 2012 г. (включительно), налоговая база по "ввозному" НДС должна быть отражена в налоговой декларации (расчете) по НДС за февраль 2012 г., так как 20 марта 2012 г. – это ближайший срок представления налоговой декларации (расчета) по НДС, который следует за датой принятия к бухгалтерскому учету фактически ввезенных товаров с 20 февраля 2012 г.
Определение момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав при…
…неподписании заказчиком приемо-сдаточных актов и (или) других аналогичных документов
Днем выполнения работ (оказания услуг) признают дату передачи выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы) (п. 1 ст. 100 НК).
С 2012 г. указанная норма дополнена положениями, согласно которым при неподписании заказчиком приемо-сдаточных актов и (или) других аналогичных документов за отчетный месяц (квартал) до 20-го числа (включительно) месяца (квартала), следующего за отчетным, днем выполнения работ (оказания услуг) признают день составления приемо-сдаточных актов и (или) других аналогичных документов.
Внесение указанных норм обусловлено необходимостью конкретизации даты передачи выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с оформленными документами, так как по общему правилу датой передачи выполненных работ (оказанных услуг) признают дату подписания заказчиком первичных учетных документов.
Учитывая, что на практике заказчики нередко подписывали указанные документы задним числом, на исполнителей работ (услуг) возлагалась обязанность доплаты налога с начислением пени.
Кроме того, имели место случаи, когда недобросовестные плательщики могли умышленно не подписывать первичные учетные документы, что позволяло организации-исполнителю не исполнять налоговые обязательства. При этом работы (услуги) были фактически выполнены (оказаны) и потреблены организацией-заказчиком.
Важно отметить, что дата составления первичного учетного документа является одним из обязательных реквизитов любого такого документа (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов").
При изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, переданных с момента изменения порядка исчисления НДС (п. 10 ст. 103 НК).
Таким образом, в 2012 г. днем выполнения работ (оказания услуг) признают день составления первичного учетного документа, если он не будет подписан заказчиком до 20-го числа (включительно) месяца (квартала), следующего за отчетным.
К примеру, в НК установлены специальные нормы в отношении оказания туристических услуг, связи, при выполнении строительных работ и т.д.
…передаче товаров в рамках договора займа
С 2012 г. положения п. 4 ст. 100 НК дополнены нормой, согласно которой при передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей моментом их фактической реализации признают день обмена. При этом днем обмена признается дата совершения каждой отгрузки товара.
Таким образом, с 1 января 2012 г. при передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей момент фактической реализации определяется как дата отгрузки товара независимо от применяемого плательщиком способа определения выручки от реализации ("по оплате" либо "по отгрузке").
До 1 января 2012 г. у займодавцев, определявших выручку от реализации по оплате, момент фактической реализации наступал в момент возврата товара заемщиком, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров заемщику.
От редакции:
При определении момента фактической реализации при передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей корректнее говорить не о дне обмена, а о дне передачи товаров.
С 1 января 2012 г. положениями п. 9 ст. 100 НК установлено, что моментом фактической реализации работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов) для нерезидентов РБ признают день отгрузки (передачи) товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов).
До 1 января 2012 г. день отгрузки (передачи) товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов) для нерезидентов, определялся как день выполнения работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов). Следовательно, его не признавали моментом фактической реализации для плательщиков, определяющих выручку от реализации по оплате.
Реализация товаров населению при выездной торговле в странах Таможенного союза
По общему правилу товар, вывезенный за пределы территории продавца, должен облагаться НДС либо на территории покупателя (ввозной НДС), либо на территории продавца (исчисленный НДС при отсутствии документов, подтверждающих нулевую ставку).
При выездной торговле, осуществляемой за наличный расчет населению на территории иностранных государств, это правило не работает. Ввозной НДС не уплачивается, а у продавца нет объекта налогообложения, так как местом реализации не является территория Республики Беларусь. Объясняется это тем, что поиск покупателя – физического лица производится на территории, допустим, Российской Федерации, т.е. после начала транспортировки товара с территории Республики Беларусь.
Суммы "входного" НДС (кроме "входного" НДС по основным средствам и нематериальным активам), приходящиеся к обороту по реализации товаров населению на выставках-ярмарках в странах Таможенного союза, отраженные в налоговой декларации по НДС как оборот за пределами Республики Беларусь, относятся на затраты.
По данным операциям нельзя применить ставку НДС в размере 10 %, так как эту ставку применяют по Указу Президента РБ от 21.06.2007 № 287 "О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей" только к оборотам, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь.
Срок документального подтверждения вывоза товаров на экспорт для применения нулевой ставки НДС увеличен с 60 до 180 дней
В целях приведения НК в соответствие с Указом Президента РБ от 14.04.2011 № 142 "О некоторых вопросах взимания налога на добавленную стоимость и акцизов" срок документального подтверждения вывоза товаров на экспорт для применения нулевой ставки НДС увеличен с 60 до 180 дней.
Определены особенности начала отсчета этого срока в отдельных случаях. Так, производство пушно-мехового сырья и проведение международных пушных аукционов носит сезонный характер. В частности, международный пушной аукцион в г. Санкт-Петербурге проводят с периодичностью 3–4 раза в год (декабрь, январь, апрель, сентябрь). После проведения торгов определяется покупатель пушно-мехового сырья. Пушно-меховое сырье, вывезенное с территории Республики Беларусь, как правило, по договору комиссии может не реализоваться на торгах и остаться на ответственном хранении в России до проведения следующих торгов.
Учитывая специфику данной отрасли, с 1 января 2012 г. дата отсчета 180-дневного срока установлена с даты проведения торгов, на которых определен покупатель пушно-мехового сырья (п. 2 ст. 102 НК).
Аналогичный подход применяют при определении даты отгрузки товаров на основе договоров поручения, комиссии, что предусмотрено дополнением в п. 8 ст. 102 НК. В соответствии с данными нормами при реализации товаров на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров для отсчета срока, установленного этим пунктом, днем отгрузки товаров признают дату отгрузки товаров комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю.
Упрощен порядок заполнения формы расчета при реализации товаров по розничным ценам
С 2012 г. МНС наделено правом утверждать форму расчета НДС исходя из налоговой базы и доли суммы НДС при реализации товаров по розничным ценам и порядок его заполнения (п. 9 ст. 103 НК).
Это позволило исключить из формы налоговой декларации (расчета) по НДС ранее обязательное для представления приложение 4 к форме налоговой декларации (расчета) по НДС, что значительно упростило порядок налогового администрирования в этой части.
За необоснованно возвращенные плательщику суммы превышения налоговых вычетов предусмотрена ответственность
В установленных законодательством случаях плательщик вправе заявить и получить к возврату НДС денежными средствами на его счет в сумме превышения налоговых вычетов по НДС над суммой данного налога, исчисленной по реализации, при отсутствии неисполненного обязательства по текущим налоговым платежам. При этом право налоговых органов на проведение проверки достоверности такого превышения ограничено НК.
На практике не единичными оказались случаи заявления плательщиками к возврату необоснованного превышения сумм налоговых вычетов (т.е. превышения налоговых вычетов, возникшего вследствие допущенных плательщиком нарушений при формировании сумм налоговых вычетов по НДС).
В целях устранения данной ситуации ст. 103 НК дополнена п. 7-1. В нем установлено, что при применении способов обеспечения уплаты необоснованно возвращенной плательщику суммы превышения налоговых вычетов и взыскании этой суммы и пеней по ней налоговые органы пользуются правами и исполняют обязанности, которые установлены для применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней.
Кроме того, определены особенности начисления пеней на суммы разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, необоснованно предъявленные плательщиком к возврату из бюджета.
1. Пункт 23 ст. 107 НК дополнен подп. 23.6 и 23.7. Они предусматривают, что плательщики имеют право на вычет сумм НДС в полном объеме по товарам, отгруженным иностранным покупателям с мест хранения на территории иностранных государств (включая территорию государств – членов Таможенного союза), если такие товары вывезены с территории Республики Беларусь в таможенной процедуре экспорта (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь при вывозе в государства – члены Таможенного союза) в целях их последующей реализации, а договоры заключены плательщиком с иностранными покупателями после вывоза товаров с территории Республики Беларусь.
При определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, из суммы оборота исключают операции по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, при условии, что эти товары приобретены на территории иностранного государства и при их реализации не произведено исчисление НДС (п. 24 ст. 107 НК).
Таким образом, при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, в общую сумму оборота включают операции по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (например, реализация товаров, вывезенных с территории Республики Беларусь, из мест хранения за пределами страны).
При этом с 2012 г. при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, из суммы оборота исключают обороты по реализации товаров, приобретенных за пределами республики и реализованных за пределами Беларуси без их ввоза на территорию Республики Беларусь, если при их реализации не произведено исчисление НДС.
К примеру, этот порядок применяют, если товар приобретен в Российской Федерации и без ввоза на территорию Республики Беларусь реализован в Республику Казахстан.
Рассмотрим, как эти изменения влияют на заполнение налоговой декларации (расчета) по НДС.
В разд. I части I налоговой декларации (расчета) по НДС отражают операции, непризнаваемые объектом налогообложения и включаемые в общую сумму оборота по реализации при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов в соответствии с частью третьей п. 24 ст. 107 НК (подп. 10.12 п. 10 Инструкции № 82).
Таким образом, в стр. 9 налоговой декларации (расчета) по НДС отражают обороты по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, при условии включения указанных оборотов по реализации в общую сумму оборота по реализации при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов (например, обороты по реализации товаров, вывезенных с территории Республики Беларусь, из мест хранения за пределами Беларуси).
Учитывая тот факт, что с 2012 г. обороты по реализации товаров, приобретенных за пределами Беларуси и реализованных за пределами республики без их ввоза на территорию Республики Беларусь, исключают из общей суммы оборота по реализации при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, отражение вышеуказанных оборотов в стр. 9 налоговой декларации (расчета) по НДС с 2012 г. производить не следует.
Настоящий материал подготовлен с использованием материалов, предоставленных МНС участникам конференции.