Новации в уплате налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
В настоящее время выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками не включают в объект обложения экологическим налогом. Вместе с тем установленное на мобильных источниках отопительное оборудование (для отопления и приготовления пищи в поездах, вагонах-бытовках, походных кухнях) может быть отнесено к категории стационарных источников выбросов. В целях однозначного толкования норм Налогового кодекса РБ (далее – НК) в п. 2 ст. 205 НК уточнено, что выбросы от отопительного оборудования, установленного на мобильных источниках, не признают объектом обложения экологическим налогом.
1) для стационарных источников выбросов, для которых не реже 1 раза в месяц проводятся испытания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов или непрерывно автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, – на основании результатов испытаний отобранных проб, проводимых или зарегистрированных в соответствии с требованиями государственного стандарта СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", и времени работы источников согласно сведениям журнала учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок по форме ПОД-3 (далее – журнал по форме ПОД-3) или данным учета времени работы технологического оборудования или учета рабочего времени.
2) для стационарных источников выбросов, для которых согласно техническим нормативным актам, допущенным к применению в области охраны окружающей среды, определение выбросов производится инструментальными или расчетно-инструментальными методами, – на основании установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и времени работы источников выбросов согласно сведениям журнала по форме ПОД-3 или данным учета времени работы технологического оборудования или учета рабочего времени;
3) для источников выбросов, для которых определение выбросов производится расчетными или расчетно-инструментальными методами на основании данных о расходе топлива, сырья или материалов, – согласно данным бухгалтерского учета топлива, сырья или материалов и установленных технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удельных выбросов или выбросов, рассчитанных согласно техническим нормативным правовым актам (далее – ТНПА), допущенным к применению в области охраны окружающей среды.
При отсутствии правил или порядка расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных в установленном порядке, расчет выбросов не производят.
Не признают объектами налогообложения выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ в следующих объемах:
1) 1-го класса опасности – менее 0,001 т в год;
2) 2-го класса опасности – менее 0,1 т в год;
3) 3-го класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, – менее 0,2 т в год;
4) 4-го класса опасности – менее 0,5 т в год.
Экологический налог можно исчислять в упрощенном порядке
Нормы НК позволяют сумму экологического налога исчислять в упрощенной форме: исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога (п. 3 ст. 208 НК).
Плательщики, применяющие такой порядок исчисления и уплаты экологического налога, должны учитывать особенности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) и уплате в бюджет данного налога, которые определены п. 9 ст. 208 НК. Суть данных особенностей состоит в следующем:
1) налоговые декларации (расчеты) должны быть представлены не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного лимита. Уплату экологического налога производят ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога;
2) не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов следует представять налоговые декларации (расчеты). Доплату экологического налога необходимо производить не позднее 22 января года, следующего за истекшим.
Новации по уплате экологического налога за захоронение отходов производства
В 2012 г. уточнен порядок уплаты в бюджет экологического налога за захоронение отходов производства. Плательщиками данного платежа являются собственники отходов производства, а исполнение налогового обязательства возлагают на владельцев объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов (п. 7 ст. 208 НК).
НК установлен срок перечисления владельцу объекта захоронения: в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае неперечисления собственниками отходов причитающихся сумм налога указанные суммы налоговые органы взыскивают на основании сведений о задолженности по уплате сумм экологического налога, представляемых владельцами объектов захоронения отходов.
Ставки экологического налога увеличены
В 2012 г. ставки экологического налога проиндексированы (приложения 6–8 к НК).
Следует обратить внимание, что если в 2011 г. действовала единая ставка экологического налога за сброс сточных вод в водные объекты и подземные воды, то в 2012 г. применяют разные ставки, а именно:
1) 385 руб. за 1 м3 (за сброс сточных вод в водотоки);
2) 520 руб. за 1 м3 (за сброс сточных вод в водоемы, а также в подземные воды при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей).
С 2012 г. к ставкам экологического налога не применяют понижающий коэффициент 0,5 при расчете налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании торфа и топливных брикетов из торфа. Данная корректировка внесена в подп. 3.1 п. 3 ст. 207 НК в целях приведения норм НК в соответствие с Законом РБ от 27.12.2010 № 204-З "О возобновляемых источниках энергии".
Бюджетные организации могут быть признаны плательщиками экологического налога
С учетом изменений, внесенных в НК, с 1 января 2012 г. бюджетные организации признают плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность в целях последующего захоронения (п. 3 ст. 204 НК).
К бюджетным организациям не относят организации:
1) получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;
2) получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 16 НК).
Настоящий материал подготовлен с использованием материалов, предоставленных МНС участникам конференции.
Подготовил Михаил Щербаков, редактор журнала "ГБ"