Рассмотрим основные нововведения, внесенные Указом № 347 в Указ № 178.
1. Указ № 347 предусматривает иной порядок регистрации сделок.
Он заключается в том, что регистрация сделок будет осуществляться не по каждому отдельно подписанному приложению к внешнеторговому договору, а по договору в целом. Данное нововведение позволит:
– сократить количество обращений субъектов хозяйствования в банки для документального оформления сделок;
Например, в настоящее время при таможенном оформлении партии товаров, предусмотренных несколькими приложениями к договору, в таможенной декларации указывают все регистрационные номера сделок по данным приложениям при указании общей стоимости товаров по договору. Это делает невозможным контроль сделки по каждому регистрационному номеру.
2. Указ № 347 предусмотрел новый срок исполнения договора комиссии при экспорте – 120 календарных дней.
Установление данного срока мотивировано спецификой сделок, связанных с передачей товаров комитентом комиссионеру с целью их дальнейшей реализации, которая в отличие от обычных договоров купли-продажи требует больше времени для ее исполнения.
Сейчас резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции при экспорте в полном объеме не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
3. Указ № 347 отменил регистрацию сделок по договорам, предусматривающим выполнение работ, оказание услуг, передачу охраняемой информации и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности ввиду отсутствия реального механизма государственного документарного контроля завершения этих сделок.
4. Указ № 347 ввел термин "оприходование товаров".
Введение этого понятия позволит импортеру наиболее эффективно выполнить требование Указа № 178 о поступлении товаров.
5. Указ № 347 уточнил определение термина "экспортер (импортер)".
Данное определение дополнено нормой, касающейся перехода резиденту прав и обязанностей по внешнеторговому договору в результате состоявшейся между резидентами уступки прав требования (перевода долга) в соответствии с Гражданским кодексом РБ.
6. Исключена норма в отношении договоров, предусматривающих случаи, когда фактическими получателями работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности являются физические лица.
Это позволит избежать возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных резидентов с целью преднамеренного ухода от обязанности соблюдения требований Указа № 178, учитывая разнообразие применяемых на практике договоров, в которых могут фигурировать физические лица, и различия в законодательстве разных стран понятия физического лица и его полномочий во внешнеэкономической деятельности того или иного государства.
7. Указом № 347 из перечня внешнеторговых операций, на которые не распространяются действия Указа № 178, исключены операции неторгового характера.
К операциям неторгового характера Закон РБ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 14.06.2010 № 132-З) относит, в частности, операции, связанные с участием резидентов в различного рода конференциях, семинарах и т.п. (п. 6). Такие операции в рамках Указа № 178 в настоящее время квалифицируются как внешнеторговые.
8. Указ № 347 предусматривает иной подход к выдаче разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций.
В настоящее время наблюдается рост дебиторской задолженности предприятий и организаций. Его интенсивность некоторые государственные органы связывают с изменением законодательства в области внешнеторговых операций, предусматривающих передачу функции выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций Нацбанку.
Данная зависимость не вполне соответствует действительности, поскольку на протяжении 2000–2008 гг. в республике отмечался экономический рост, связанный с увеличением количества сделок в области международной торговли товарами и услугами и ростом суммарных объемов этих сделок. В указанный период времени рост ВВП увеличился со 105,8 % до 110 %.
Также в настоящее время наблюдается устойчивый рост числа экспортных сделок. Так, если в январе на внешние рынки было поставлено товаров и услуг на сумму 2 млрд. долл., в феврале – на 3 млрд. долл., в марте – на 3,7 млрд. долл., то уже в апреле и мае экспорт достиг 4 млрд. долл., превысив лучший показатель 2008 г. Темпы роста экспорта в январе – мае текущего года составили 61,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Данный факт, в свою очередь, вызвал увеличение объема экспортных операций, вследствие чего возросло число обращений экспортеров в Нацбанк за получением разрешений на продление сроков поступления экспортной выручки. Определенный вклад в такую тенденцию вносит и фактор имеющейся на мировом рынке конкуренции в отношении предоставления контрагентам отсрочки платежей за поставленные товары.
Кроме того, рост числа обращений в Нацбанк за получением разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций является отражением общей экономической ситуации, ухудшение которой обусловлено нарушением сложившихся финансовых связей между белорусскими экспортерами и их контрагентами в результате финансового кризиса.
Учитывая возросшую за последнее время дебиторскую задолженность экспортеров и увеличение количества выдаваемых Нацбанком разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, Указ № 347 определил, что выдачу резидентам таких разрешений Нацбанк осуществляет при соблюдении условий, определенных совместно с Советом Министров. Иными словами, только при соблюдении этих условий возможно продление сроков завершения внешнеторговых операций в порядке, установленном Нацбанком. Таким условиям соответствует перечень сведений, необходимых для представления в Нацбанк, на основании которых возможно сделать выводы о финансовом положении резидента, о задолженности по платежам в бюджет, о фактах привлечения его к административной ответственности, а также иная информация, способствующая принятию решения о продлении сроков завершения внешнеторговых операций сверх установленных законодательством. Кроме того, данные документы позволятоценить предпринимательский риск резидента и экономическую обоснованность проведения им внешнеторговых операций. Это даст возможность наиболее эффективно анализировать внешнеторговые сделки и корректировать рост дебиторской и кредиторской задолженности резидентов.
Комментируемым Указом конкретизирована норма о необходимости ходатайства государственного органа для получения разрешения Нацбанка на проведение расчетов за товары, не поступающие на территорию Республики Беларусь. Так, ввиду наличия во внешнеторговом обороте предприятий и организаций различных форм собственности для каждой группы резидентов в соответствии с их формой собственности и признаком подчиненности (подведомственности) Указ содержит требование о получении ходатайств от соответствующих государственных органов.
9. Указ № 347 предусматривает возможность завершения внешнеторговых операций в определенных случаях.
Учитывая международную практику осуществления внешнеторговых сделок, связанную с различными ситуациями, касающимися правового статуса иностранного контрагента либо проведения каких-либо административных процедур в его отношении, предусмотрена возможность завершения внешнеторговых операций в следующих случаях:
– подача резидентом искового заявления в судебный орган в связи с финансовой несостоятельностью (банкротством) нерезидента-контрагента и (или) исключением его из государственного реестра предприятий (плательщиков) в стране регистрации;
– принятие уполномоченными органами решения о конфискации, а также иных аналогичных мер, принятых в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация либо приняты аналогичные меры.
В указанных случаях Указ № 347 установил даты завершения внешнеторговых операций.
10. Указом № 347 учтены возможные ситуации, связанные с возвратом товаров.
Так, например, если передача товаров по экспортному договору нерезиденту не состоялась ввиду различных обстоятельств (отказ нерезидента от сделки, его финансовая несостоятельность либо иные причины), экспортер имеет право не возвращать товар на территорию Республики Беларусь, как этого требует норма подп. 1.7 п. 1 Указа № 178, а реализовать в однократном порядке данный товар другому нерезиденту (в случае невозможности продать товар в полном объеме – нескольким нерезидентам). Исходя из этого Указ № 347 определил дату отгрузки и дату завершения внешнеторговой операции (дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товаров нерезиденту по новому внешнеторговому договору).
11. Указом № 347 предусмотрено право страхового и иного возмещения экспортеру или импортеру.
Принимая во внимание случаи, связанные с возможными хищениями, утерями, конфискацией либо порчей товаров, произошедшими по вине перевозчика либо иного лица, принявшего на себя обязательство по доставке товаров, и отсутствия в действующей редакции Указа № 178 нормы о возможностях прямого расчета виновного лица с экспортером либо импортером, в Указе № 347 предусмотрено право не только страхового, но и иного возмещения экспортеру или импортеру.
В связи с этим Указ № 178 дополнен нормой завершения внешнеторговых операций при экспорте в виде получения иного возмещения согласно условиям заключенного договора в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров либо на основании судебных постановлений и других процессуальных документов.
12. Указ № 347 уточнил дату осуществления расчетов со специальных счетов аккредитива по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт, при аккредитивной форме расчетов.
В настоящее время датой проведения платежа по импорту при аккредитивной форме расчетов согласно Указу № 178 считается дата списания со специального счета аккредитива. В бухгалтерском учете банков такими счетами являются балансовые счета 3161, 3162, 3163, 3165.
13. Указ № 347 также внес следующие новации:
– введена обязанность уведомления резидентами обслуживающих банков о закрытии ранее зарегистрированных сделок и включения ими в условия договора стоимости товаров (в т.ч. ориентировочной, если невозможно установить конкретную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры);
– отменена обязанность резидентов о представлении в банк сведений, необходимых для осуществления банком функций агентов валютного контроля при изменений условий завершения внешнеторговых операций (зачет, товарообмен и т.п.).
Исходя из принципов осуществления валютного контроля в Республике Беларусь на данном этапе, базирующихся на получении информации о проводимых внешнеторговых операциях (поставках и платежах) от таможенных органов и банков, Нацбанк имеет возможность на основе соответствующего программного комплекса осуществлять оперативный мониторинг внешнеторговых сделок с целью отслеживания состояния каждой внешнеторговой сделки и всего внешнеторгового оборота, проводимого в рамках зарегистрированных сделок. Он дает возможность:
– выявить реальный уровень соотношения товарных и денежных потоков в регистрируемых внешнеторговых сделках;
– отследить динамику положительного либо отрицательного сальдо баланса внешнеторговых сделок и оценить эффективность действия правил, установленных валютным законодательством в отношении валютного регулирования.
Кроме того, данный мониторинг, являясь реальной альтернативой предварительному банковскому контролю, позволит управлять процессом внешнеторговой деятельности путем своевременного информирования соответствующих структур Нацбанка и органов валютного контроля о возможном наступлении неблагоприятных, критических ситуаций в ходе осуществления внешнеторговых сделок.
С этой целью Указом № 347 введена обязанность уведомления резидентами обслуживающих банков о закрытии ранее зарегистрированных сделок и включения ими в условия договора стоимости товаров, в т.ч. ориентировочной, в случае невозможности установить конкретную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры.
Поскольку мониторинг предполагает отслеживание внешнеторговых сделок, связанных исключительно с движением денежных средств, отменена обязанность резидентов представлять в банк сведения, необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля при изменений условий завершения внешнеторговых операций (зачет, товарообмен и т.п.).
14. Указом № 347 исключена норма, устанавливающая способы неденежного прекращения обязательств при импорте.
Учитывая, что внешнеторговая операция по импорту – это прежде всего платеж, осуществляемый по исполняемому внешнеторговому договору, который может быть завершен помимо получения товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг только получением денежных средств в виде страхового возмещения, банковской гарантии или возврата, Указ № 347 исключил норму, устанавливающую способы неденежного прекращения обязательств при импорте, поскольку неденежное прекращение обязательств не связано с поступлением денежных средств на счета либо в кассу резидентов.
15. Указом № 347 отменена плата за регистрацию банками сделок.
Данная норма введена в целях выполнения мероприятий в соответствии с Директивой Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь".
16. Указ № 347 разъяснил понятие условий расчетов.
Ввиду того, что понятие условий расчетов, предусмотренных во внешнеторговых договорах в связи с особенностями контроля внешнеторговых операций, установленного валютным законодательством, зачастую не совпадает с понятиями, приведенными в Инкотермс, применяемом в международной торговле, Указ № 347 разъяснил понятие условий расчетов – обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной, который определяется с учетом норм, изложенных в Указе № 347 (дата отгрузки, дата поступления товаров).
17. Указ № 347 привел таможенную терминологию в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза.