__________________________
В связи с этим у бухгалтеров возникает вопрос:
СЛЕДУЕТ ЛИ С 1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА ПРОИЗВОДИТЬ ПЕРЕОЦЕНКУ АВАНСОВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, УПЛАЧЕННЫХ ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕ ИМУЩЕСТВА?
Редакция "ГБ":
– Как стало известно редакции, планируется отмена Декрета № 15. В настоящее время документ, его отменяющий, вернули в соответствующее министерство на доработку. Но пока нет однозначного ответа на вопрос о том, с какой даты будет отменен Декрет № 15.
Юрий Анатольевич, юрист:
– Проанализируем отдельные нормы законодательства.
Так, пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков) в официальную денежную единицу Республики Беларусь организации (за исключением Нацбанка, банков) производят по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Нацбанком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (часть первая п. 3 ст. 12 Закона).
Как видим, положения Закона не предусматривают пересчета авансов. Обусловлено это новыми подходами, базирующимися на международных принципах учета и отчетности, которые исходят из того, что уплаченные поставщикам денежные средства уже не принадлежат плательщику и не являются его денежными активами. Такой платеж приводит к возникновению у организации, уплатившей аванс, имущественных прав.
С другой стороны, действующим в настоящее время Декретом № 15 предусмотрено, что переоценка имущества (денежных средств на валютных счетах в банках, в кассах организаций, в пути) и обязательств (дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы, услуги; с работниками организации по подотчетным суммам; по расчетам с другими дебиторами; кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за товары, работы, услуги; с работниками организации по подотчетным суммам; по кредитам банков; займам других организаций; по расчетам с другими кредиторами) в иностранной валюте производится при изменении Нацбанком курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 15).
Декретом № 15 (подп. 1.2.3 п. 1) также установлено, что возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте разницы относятся коммерческими организациями:
– по кредиторской задолженности (в т.ч. по полученным кредитам, займам и процентам по ним), дебиторской задолженности по выданным авансам на выполнение работ и приобретение оборудования и материалов, возникшим при осуществлении капитальных вложений в не завершенные строительством объекты, основные средства и нематериальные активы до ввода (передачи) их в эксплуатацию, – на стоимость капитальных вложений, после ввода (передачи) основных средств и нематериальных активов в эксплуатацию, – в конце отчетного квартала и (или) года на стоимость основных средств и нематериальных активов (за исключением процентов по полученным займам и кредитам);
– в иных случаях – на внереализационные доходы или расходы и учитываются при налогообложении, если иное не установлено Президентом или Советом Министров по согласованию с Президентом.
Как видим, приведенные нормы Закона и Декрета № 15 в части подходов к переоценке авансов расходятся.
По общему правилу, предусмотренному ст. 10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Соответственно положения Декрета № 15 имеют бóльшую юридическую силу по отношению к Закону и до его отмены должны применяться именно они.
Не исключено, что в скором времени в Декрет № 15 будут внесены соответствующие изменения. Причем им может быть придана обратная сила, и они могут распространиться на отношения, возникшие с 1 января 2014 г. Однако на сегодняшний день у организаций нет правовых оснований не учитывать его положения.
Ирина Викторовна, аудитор:
– Декрет № 15 имеет более высокую юридическую силу, поэтому до его отмены мы должны переоценивать выданные поставщикам авансы. Поэтому рекомендую пока всем бухгалтерам руководствоваться Декретом № 15.
Марина Леонидовна, бухгалтер:
– По данному вопросу очевидна коллизия норм двух нормативных документов. После консультации юристов и аудиторов будем руководствоваться действующим Декретом № 15. Хотелось бы только высказать пожелание "нормотворцам" от бухгалтерской общественности: разрабатывая и принимая нормативный документ, нужно вовремя отменять предыдущие, противоречащие принятому.