Белорусская организация в апреле 2011 г. приобрела оборудование у резидента РФ стоимостью 100 000 тыс. руб. Оплата за него перечислена 6 апреля 2011 г. По условиям договора продавец кроме поставки оборудования осуществляет его монтаж. Стоимость монтажа составляет 10 000 тыс. руб.
Шаг первый
Вначале белорусскому плательщику необходимо определить, нужно ли производить исчисление и уплату НДС по приобретенному оборудованию. В данном случае может быть несколько вариантов.
Вариант А. Оборудование было ввезено резидентом РФ с территории Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с резидентами РФ следует применять положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (далее – Протокол по товарам).
Так, если налогоплательщик одного государства – члена Таможенного союза приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства – члена Таможенного союза налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного союза, косвенные налоги по которым не были уплачены, то уплату таких налогов осуществляет налогоплательщик государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, – собственник товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза, комиссионер, поверенный, агент (если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента) (подп. 1.4 п. 1 ст. 2 Протокола по товарам).
Таким образом, в изложенной ситуации исчислить и уплатить НДС должен покупатель (резидент РБ) в порядке, установленном Протоколом по товарам.
– на стоимость оборудования, приобретенного у резидента РФ;
Д-т 18 – К-т 68
– исчислен НДС от стоимости оборудования;
Д-т 60 – К-т 51, 52
– произведена оплата за оборудование*.
Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, определенной законодательством государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в т.ч. по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
1) заявление на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде;
2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ об исполнении налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это установлено законодательством государства – члена Таможенного союза;
3) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства – члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза;
4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза;
5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза (п. 8 ст. 2 Протокола по товарам).
Суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС и уплаченные в установленные сроки в бюджет при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, следует учитывать в разд. II части I налоговой декларации (расчета) по НДС, представляемой за тот отчетный период, в котором товары приняты на учет. Суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС и уплаченные с нарушением определенных сроков в бюджет при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, учитывают в разд. II части I налоговой декларации (расчета) по НДС, представляемой за тот отчетный период, в котором произведена их уплата в бюджет (п. 11 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция № 82)).
То есть если резидент РБ уплачивает исчисленный налог в бюджет Республики Беларусь не позднее 20 мая 2011 г., то принять к вычету исчисленную сумму налога он может в налоговой декларации (расчете) по НДС за январь – апрель 2011 г. Если резидент РБ уплачивает исчисленный налог в бюджет Республики Беларусь после 20 мая 2011 г., то принять к вычету исчисленную сумму налога он может в налоговой декларации (расчете) по НДС за тот период, в котором НДС уплачен в бюджет.
Указанный выше порядок применяют как в случае непосредственной поставки оборудования резиденту РБ резидентом РФ с территории Российской Федерации, так и в случае, когда резидент РФ реализует резиденту РБ оборудование, ранее ввезенное на территорию Республики Беларусь, с территории Республики Беларусь.
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории государств – членов Таможенного союза, и наступлении иных обстоятельств, с наличием которых Таможенный кодекс РБ и (или) акты Президента РБ связывают возникновение налогового обязательства по уплате НДС, взимание НДС осуществляют таможенные органы в соответствии с НК, Таможенным кодексом РБ и (или) актами Президента РБ, международными договорами РБ, в т.ч. международными договорами РБ, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза (п. 1 ст. 95 НК).
Таким образом, независимо от того, что товар приобретается по договору с резидентом РФ, уплату НДС следует производить таможенным органам.
Поскольку иное не установлено налоговым законодательством, вычет уплаченной в бюджет РБ в апреле 2011 г. суммы НДС организация осуществляет в апреле 2011 г., если отчетным периодом по НДС избран календарный месяц. Если же отчетным периодом по налогу избран календарный квартал, то уплаченную в апреле 2011 г. сумму НДС принимают к вычету во II квартале 2011 г.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, исчисляют и перечисляют в бюджет НДС состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и ст. 22 НК (п. 1 ст. 92 НК).
Таким образом, в указанной ситуации при приобретении оборудования у резидента РФ белорусский покупатель должен исчислить и уплатить НДС в бюджет.
При исчислении подлежащей уплате в бюджет суммы налога налоговую базу определяют на основании положений ст. 97 и 98 НК.
При реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, в т.ч. на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров с состоящими на учете в налоговых органах РБ организациями и индивидуальными предпринимателями, налоговую базу определяют как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 12 ст. 98 НК).
Таким образом, в изложенной ситуации исчисленная по ставке 20 % сумма НДС по оборудованию составит 20 000 тыс. руб. (100 000 × 20 / 100).
Если оплата предусмотрена в иностранной валюте
При определении налоговой базы НДС по договорам, предусматривающим реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту, пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производят по официальному курсу Нацбанка РБ, установленному на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов, оплаты (п. 2 ст. 97 НК).
Таким образом, если стоимость договора определена, например, в российских рублях, то пересчет налоговой базы в белорусские рубли осуществляют по курсу Нацбанка РБ на момент фактической реализации.
Моментом фактической реализации является день оплаты
Момент фактической реализации определяют на основании положений ст. 100 НК.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, моментом их фактической реализации такими организациями признают день оплаты либо иного прекращения обязательств покупателями этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 100 НК).
То есть если оплата по договору перечислена 6 апреля 2011 г., то момент фактической реализации наступает 6 апреля 2011 г.
Вычет исчисленного НДС
Суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ, подлежат вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления, в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам (п. 14 ст. 107 НК).
Таким образом, вычет исчисленной в апреле 2011 г. суммы НДС организация производит только в мае 2011 г., если отчетным периодом по НДС избран календарный месяц. Если же отчетным периодом по налогу избран календарный квартал, то по исчисленной в апреле 2011 г. сумме НДС вычет осуществляют только в июле 2011 г.
Данный порядок не зависит от того, предъявит продавец (резидент РФ) НДС к оплате по оборудованию или нет.
То есть если российским продавцом предъявлена стоимость оборудования с учетом НДС (например, 118 000 тыс. руб.), то налоговую базу определяют как сумму, подлежащую оплате (исчисленная сумма налога составит 23 600 тыс. руб. (118 000 × 20 / 100)).
Шаг второй
Белорусскому плательщику также необходимо определить, нужно ли производить исчисление и уплату НДС по работам по монтажу оборудования, приобретенного у резидента РФ.
В перечисленных выше ситуациях (варианты А, Б, В) независимо от того, было ли оборудование ввезено резидентом РФ с территории Таможенного союза или с территории других стран либо приобретено у резидента РБ, белорусский покупатель должен исчислить НДС по ст. 92 НК, поскольку местом реализации работ по монтажу является территория Республики Беларусь (по месту нахождения объекта движимого имущества (подп. 1.2 п. 1 ст. 33 НК; подп. 2 п. 1 ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе)).
При этом независимо от того, был налог уплачен при ввозе (исходя из стоимости договора на поставку оборудования с учетом работ по монтажу) либо нет, НДС по работам по монтажу белорусскому покупателю все равно исчислять нужно, поскольку согласно п. 12 ст. 98 НК при реализации на территории Республики Беларусь товаров иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, налоговую базу признают равной нулю, если при ввозе этих товаров на территорию Республики Беларусь уплачен НДС, за исключением НДС, уплаченного при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Данную норму применяют только в отношении товаров. Значит, на работы по монтажу ее положения не распространяются.
До 2010 г. эта норма применялась не только в отношении товаров, но и в отношении работ, услуг, имущественных прав.
Исчисление и вычет НДС по работам по монтажу оборудования производят в таком же порядке, как и по оборудованию в ситуации В.
Данный порядок не зависит от того, предъявит продавец (резидент РФ) НДС к оплате или нет.
То есть если российский продавец предъявит стоимость работ по монтажу с учетом НДС (например, 11 800 тыс. руб.), то налоговую базу нужно определить как сумму, подлежащую оплате (исчисленная сумма налога составит 2 360 тыс. руб. (11 800 × 20 / 100)).
Резидент РБ приобрел в апреле 2011 г. оборудование у резидента Литвы. Оборудование ввезено с территории Российской Федерации.
Исчисление и уплату налога производит резидент РБ в порядке, установленном Протоколом по товарам. Этот порядок изложен в ситуации 1 (вариант А). Кроме перечисленных документов, необходимых для представления декларации по НДС, белорусскому плательщику также необходимо представить информационное сообщение, на основании которого заполняется разд. 3 заявления о ввозе.
Информационное сообщение нужно представлять в случаях, предусмотренных подп. 1.2, 1.3, 1.4 и 1.5 п. 1 ст. 2 Протокола по товарам. Его представляет налогоплательщику одного государства – члена Таможенного союза налогоплательщик другого государства – члена Таможенного союза либо налогоплательщик государства, не являющегося членом Таможенного союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующий товары, импортированные с территории третьего государства – члена Таможенного союза. Информационное сообщение должно содержать следующие сведения о налогоплательщике третьего государства – члена Таможенного союза и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства – члена Таможенного союза о приобретении импортированных товаров:
– номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства – члена Таможенного союза;
– полное наименование налогоплательщика (организации (индивидуального предпринимателя)) государства – члена Таможенного союза;
– место нахождения (жительства) налогоплательщика государства – члена Таможенного союза;
– номер и дату договора (контракта);
– номер и дату спецификации.
В остальном порядок исчисления и вычета НДС в ситуации 2 аналогичен порядку, приведенному в варианте А ситуации 1. Уплату НДС по монтажу оборудования следует произвести в порядке, изложенном в ситуации 1.
Резидент РБ приобрел в апреле 2011 г. оборудование у резидента Литвы. Оборудование ввезено с территории Польши.
Порядок уплаты НДС в данной ситуации полностью соответствует порядку, изложенному в ситуации 1 (вариант Б). Уплату НДС по монтажу оборудования нужно производить, как в ситуации 1.