Налоговое законодательство Республи-ки Беларусь и ставки основных налогов являются в достаточной мере конкурентоспособными среди стран – членов Таможенного союза (см. табл. 1):
По единым правилам, определенным международными договорами, регулирующимивзимание косвенных налогов в Таможенном союзе, каждое из 3 государств устанавливает национальные ставки НДС, по которым облагаются импорт и внутренний оборот товаров. Экспортеру же предоставляется нулевая ставка НДС с осуществлением налоговых вычетов в полном объеме.
В связи с этим на территории каждого государства – члена Таможенного союза гарантированы равные конкурентные условия для всех товаров за счет применения единых национальных ставок НДС как к отечественным, так и к импортным товарам.
Аналогичный подход существует и в государствах Евросоюза, каждое из которых вправе вводить ставку НДС исходя из уровня развития и специфики экономики.
Необходимо помнить, что более низкие ставки у наших партнеров по Таможенному союзу, в частности НДС (в России – 18 %, в Казахстане – 12 %), компенсируются иными доходными источниками бюджета. Основным из них является налог на добычу полезных ископаемых, поступающий от нефтегазовой отрасли. В Казахстане он занимает 15 %, а в России – 21 % от общей суммы поступлений, контролируемых налоговыми органами.
Поэтому возможность снижения ставки НДС будет рассматриваться Минфином в зависимости от увеличения доли поступлений в бюджет за счет других источников, а также с учетом исполнения бюджета.
Что касается стран Евросоюза, то средняя стандартная ставка НДС в Евросоюзе в 2012 г. составила 21 % – на 1 процентный пункт больше, чем в Республике Беларусь.
– Великобритания – с 17,5 до 20 %;
– Ирландия – с 21 до 23 %;
– Кипр – с 15 до 17 %;
– Франция – с 19,6 до 21,2 % (с октября 2012 г.);
– Италия – с 21 до 23 % (c сентября 2012 г.);
– Венгрия – с 25 до 27 %;
– Испания – с 16 до 18 %;
– Португалия – с 20 до 23 %;
– Греция – с 19 до 23 %.
Следует учитывать, что помимо ставок налогов большое значение имеют также аспекты их администрирования. В Республике Беларусь условия администрирования косвенных налогов наиболее привлекательные. В частности, по результатам проведенной работы по упрощению порядка применения налоговых вычетов и упорядочению объектов налогообложения НДС можно сказать, что с 2012 г. ограничение налоговых вычетов по НДС сохранится лишь в отношении объектов, приобретенных за счет безвозмездно полученных средств бюджета.
Существенным преимуществом для белорусских плательщиков являются сроки возврата налоговых вычетов по НДС.
К примеру, в России срок возврата занимает от 3 месяцев до полугода. В Казахстане возможность возврата ограничена (возврат производится только для экспортеров, применивших нулевую ставку НДС, и только после выездной налоговой проверки). В Республике Беларусь срок зачета (возврата) сумм превышения налоговых вычетов по НДС является одним из самых незначительных в Европе.
Белорусские экспортеры, применившие нулевую ставку НДС, имеют право произвести зачет в счет уплаты других налогов в месяце, в котором представлена налоговая декларация, содержащая сумму превышения налоговых вычетов в связи с применением ставки НДС 0 %. Возврат из бюджета на счет плательщика денежных средств, оставшихся после зачета в счет иных налогов, производится на 35-й день с момента представления налоговой декларации и заявления плательщика.
Механизм исчисления НДС, применяемый в Республике Беларусь при экспорте товаров в Таможенном союзе, является оптимальным. К тому же, как и в ЕС, он основан на правиле, что плательщик должен вывезти товар и подтвердить право на применение нулевой ставки НДС по такому экспорту документально.
Вместе с тем будет продолжена работа по совершенствованию правовой базы Таможенного союза по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле субъектов хозяйствования Беларуси, России и Казахстана.
– Действительно, ст. 30-1 Налогового кодекса РБ (далее – Кодекс) предусматривает механизм контроля за трансфертными ценами на товары и недвижимое имущество.
Налоговым органам республики еще предстоит наработать практику по применению норм трансфертного ценообразования в отношении товаров и недвижимости, изучить проблемные вопросы, выявить аспекты, требующие дополнительной проработки. Поэтому в ближайшее время введение контроля за трансфертным ценообразованием на работы, услуги не планируется.
Сейчас проводится разъяснительная работа среди плательщиков и инспекций МНС, а также выявление операций, которые впоследствии могут стать объектом анализа в рамках ст. 30-1 Кодекса.
А в 2013 г. планируется повышение установленного порога цены сделки, подлежащей анализу на соответствие нормам ст. 30-1 Кодекса (в настоящее время этот порог составляет 20 млрд. руб.).
Подготовил Михаил Щербаков, редактор журнала "ГБ"