Управляющая компания холдинга может не участвовать в формировании инновационных фондов
Указ № 458 внес в т.ч. изменения и в Указ Президента РБ от 07.12.2009 № 596 "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов" (далее – Указ № 596), который регламентирует порядок формирования и использования средств инновационных фондов, формируемых в Республике Беларусь:
Все инновационные фонды (за исключением трех последних) являются государственными целевыми бюджетными фондами. Отчисления в них осуществляют не только государственные унитарные предприятия и организации, но и юридические лица, чье имущество находится в частной собственности, – речь идет о хозяйственных обществах, чьи акции (доли в уставном фонде) принадлежат Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам.
Указ № 458 предусмотрел, что управляющие компании холдингов, чья деятельность заключается только в управлении дочерними компаниями холдингов, даже если они по своим признакам подпадают под организации, которые обязаны участвовать в формировании инновационных фондов, освобождаются от отчислений в такие фонды. Тем самым белорусский законодатель предоставил льготу по отчислению средств в инновационные фонды исключительно управляющим компаниям холдинга, не предоставив ее дочерним компаниям холдинга.
Управляющая компания холдинга на основании Указа № 458 вправе сформировать централизованный фонд за счет отчислений от прибыли участников холдинга, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты, государственные целевые бюджетные фонды и внебюджетные фонды. Условия и порядок формирования такого фонда определяются в учредительном документе этой компании, а также в уставах дочерних компаний, либо в договоре доверительного управления имуществом, либо в ином договоре, а также решениями уполномоченных органов управления участников холдинга.
Для формирования централизованного фонда учредительные документы всех участников холдинга в обязательном порядке должны содержать указания на условия и порядок его формирования. Кроме того, Указ № 458 требует, чтобы условия и порядок формирования централизованного фонда холдинга нашли свое отражение в договоре доверительного управления, если управляющей компании холдинга акции (доли в уставном фонде) дочерних компаний переданы в доверительное управление.
Остается неясным следующий вопрос: с какой периодичностью уполномоченные органы управления участников холдинга должны принимать решение о формировании его централизованного фонда или же однократно принятого решения будет достаточно для существования указанного фонда на протяжении всей жизни холдинга?
Скорее всего, данный вопрос должен решаться в учредительных документах участников холдинга. В то же время может возникнуть ситуация, когда учредительные документы разных участников холдинга подойдут к рассматриваемому вопросу "с разных позиций". Вероятнее всего, законодатель предполагает, что:
1) "единой воли" управляющей компании холдинга хватит для проведения в жизнь согласованного решения по данному вопросу;
2) договором между участниками холдинга на поставленный нами вопрос будет дан синхронизированный ответ.
Вопрос, заданный выше, затрагивает еще более важную проблему, связанную с тем, что создать централизованный фонд в холдинге можно будет лишь в том случае, если:
Законодатель "избрал меньшее зло", указав на следующее. Если с дочерними компаниями холдинга не удастся договориться о формировании централизованного фонда холдинга, то управляющая компания холдинга может провести в жизнь идею о формировании централизованного фонда лишь тогда, когда ее голосов в общем собрании участников дочерних компаний холдинга достаточно для предопределения (принятия) решения об участии дочерних компаний в централизованном фонде холдинга.
Данный подход вызывает еще один вопрос: возможно ли сформировать в холдинге централизованный фонд, часть прибыли в который отчисляют не все, а лишь некоторые из участников холдинга? Или, если свое согласие на участие в формировании централизованного фонда холдинга дали не все участники холдинга, то не может ли быть сформирован такой фонд?
Однозначного ответа на последний вопрос нет: из Указа № 458 не следует ни один из двух предложенных нами подходов. Можно предположить, что если формального запрета на формирование централизованного фонда холдинга не всеми участниками холдинга нет, то, следуя одному из базовых правовых принципов, можно констатировать, что это допустимо.
Разрешив формирование централизованного фонда в холдинге, Указ № 458 предусмотрел и порядок распоряжения средствами такого фонда.
Уполномоченный орган управляющей компании на условиях, определяемых законодательством, направляет средства централизованного фонда участникам холдинга:
– на финансирование капитальных вложений производственного назначения, которыми признают в соответствии с частью третьей подп. 2.3 п. 2 ст. 140 Налогового кодекса РБ (далее – НК):
– приобретение объектов, основных средств, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, и объектов незавершенного капитального строительства, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности;
– капитальное строительство в форме нового строительства и (или) создание объектов основных средств;
– реконструкцию, модернизацию объектов основных средств и (или) объектов незавершенного строительства, принадлежащих участнику холдинга;
– финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
– финансирование программ по энергосбережению и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования;
– погашение кредитов банков, а также выданных за счет средств республиканского и местных бюджетов, бюджетных ссуд, бюджетных займов, полученных и использованных участниками холдинга на цели, указанные выше.
Если обратиться к нашему подходу о возможности формирования централизованного фонда холдинга не всеми его участниками, то вполне логичной представляется ситуация, в рамках которой средства централизованного фонда холдинга могут распределяться лишь среди тех участников холдинга, которые участвуют в формировании такого фонда.
Указ № 458 никак не комментирует данное обстоятельство.
Поэтому на практике вполне может сложиться ситуация, когда формировать централизованный фонд будут одни участники холдинга, а его средства будут распределяться среди других его участников, поскольку участие в формировании централизованного фонда холдинга обязательно требует положительного волеизъявления дочерней компании холдинга, а распределение его средств находится в исключительной компетенции именно управляющей компании холдинга и на указанное распределение дочерние компании холдинга никакого влияния не имеют. "Безграничному" волеизъявлению управляющей компании холдинга по распределению средств централизованного фонда можно установить барьер в виде:
1) положений, содержащихся в договоре между участниками холдинга о формировании его централизованного фонда;
2) в решениях общих собраний участников дочерних компаний холдинга – хозяйственных обществ (возможно, но лишь при условии синхронизации).
В последнем случае это сделать достаточно трудно. В первой ситуации (договоре) формально управляющая компания холдинга, скорее всего, сможет отступить от положений такого договора, ограничивающих управляющую компанию холдинга в распоряжении денежными средствами централизованного фонда, в силу того, что в Указе № 458 такого ограничения полномочий управляющей компании холдинга нет (а следовательно, описываемое ограничение может толковаться как незаконное).
При этом исходя из Указа № 458 неясно, обязательно ли средства централизованного фонда холдинга должны перечисляться управляющей компанией холдинга именно дочерним компаниям холдинга или эти средства могут остаться у самой управляющей компании (при условии, конечно же, что они расходуются на цели, отраженные выше).
Правда, если базироваться на буквальном (подстрочном) толковании положений Указа № 458, то, вроде бы, средства централизованного фонда должны именно направляться управляющей компанией холдинга его участникам. Однако, по мнению автора, приведенное положение можно толковать и таким образом, что "направление" средств участникам холдинга означает в т.ч. и "направление" (иначе – "использование") самой управляющей компанией указанных средств на цели, предусмотренные в Указе № 458.
Однозначный ответ на поставленный вопрос может дать лишь правоприменительная практика.
Важным в связи с формированием централизованного фонда холдинга является то обстоятельство, что денежные средства, направленные в централизованный фонд, не включают в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении и при исчислении налога на прибыль. Аналогичным образом происходит и перечисление управляющей компании холдинга дочерним компаниям указанных средств. То есть средства централизованного фонда "при их движении как в одну, так и в другую сторону" налогом на прибыль не облагают.
Однако участники холдинга не вправе применять льготу по налогу на прибыль, предусмотренную подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК, а именно освобождение от обложения налогом на прибыль валовой прибыли в размере финансирования капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства и (или) погашения полученных и использованных на эти цели кредитов банков, займов нерезидентов РБ, но не более 50 % валовой прибыли, в части суммы средств, поступивших из централизованного фонда, на финансирование капитальных вложений производственного назначения и (или) погашения полученных и использованных на эти цели кредитов банков.
Правда, в случае неиспользования участниками холдинга денежных средств, полученных из централизованного фонда, в течение 24 месяцев с даты их получения освобождение от обложения налогом на прибыль прекращается и налог на прибыль, не уплаченный в связи с освобождением, подлежит внесению в бюджет с уплатой пени, предусмотренной законодательством, за период со дня применения освобождения по день уплаты налога на прибыль (включительно).
То же происходит и в ситуации с неиспользованными денежными средствами из централизованного фонда холдинга при прекращении деятельности холдинга либо исключении дочерней компании из состава его участников. В названном выше случае средства централизованного фонда, не использованные на цели, указанные выше, включают в состав внереализационных доходов для целей налогообложения и отражают как такие доходы в том налоговом периоде, в котором принято решение о прекращении деятельности холдинга или об исключении дочерней компании из состава его участников. При этом их учитывают в составе налоговой базы того участника холдинга, в распоряжении которого они находятся на момент принятия решения о прекращении деятельности холдинга или об исключении дочерней компании холдинга из состава его участников. В частности, в последней ситуации речь, конечно же, идет об учете рассматриваемых денежных средств в составе налоговой базы дочерней компании холдинга, исключаемой из состава его участников.
Завершая рассмотрение темы формирования централизованных фондов холдинга, отметим, что белорусский законодатель разрешает формирование указанных фондов исключительно в холдингах первого типа, т.е. тех холдингах, у которых наряду с дочерними компаниями присутствует и управляющая компания.
В холдингах же второго типа, т.е. холдингах, которые образуются физическим лицом – собственником имущества унитарных предприятий, простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, которые, естественно, не входят в состав участников холдинга, однако отдельная управляющая компания холдинга в таких холдингах не создается, – централизованный фонд холдинга сформирован быть не может.