– Декрет от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее – Декрет № 1);
– ГК;
– Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (для юридических лиц, созданных в форме ООО, ОДО, ОАО и ЗАО).
Алгоритм действий при ликвидации предприятия по решению собственника (учредителей, участников) можно условно представить в следующем виде:
1) принятие решения о ликвидации;
2) назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
3) уведомление регистрирующего органа о принятом решении, уведомление дебиторов и кредиторов;
4) проведение инвентаризации;
5) увольнение работников;
6) принятие мер к взысканию дебиторской задолженности и удовлетворению требований кредиторов;
7) составление промежуточного ликвидационного баланса;
8) составление окончательного ликвидационного баланса;
9) расчеты с учредителями;
10) сдача документов в архив;
11) закрытие счетов в банках;
12) представление документов в регистрирующий орган.
Принятие решения о ликвидации организации
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в т.ч. в связи с истечением срока, на который оно создано, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной (подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее – Положение № 1)).
Согласно действующему законодательству к уполномоченным лицам либо органам, которые могут принимать решение о ликвидации организации, относятся:
– для унитарного предприятия – собственник, которым может являться физическое либо юридическое лицо (выступающее в качестве собственника имущества либо органа, уполномоченного на управление имуществом предприятия);
– ООО, ОДО – общее собрание участников (ст. 24, 34 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (в ред. от 10.01.2006 № 100-З, с учетом изменений и дополнений, далее – Закон));
– ОАО, ЗАО – общее собрание акционеров (ст. 24, 89 Закона).
Решение собственника (учредителей, участников) о ликвидации организации должно быть оформлено документально. В нем помимо общих требований к составлению (дата, место, количество и состав присутствующих и т.п.) должны быть указаны:
– принятое решение о ликвидации и причины его принятия;
– порядок и условия оплаты труда членов ликвидационной комиссии (ликвидатора);
– планируемый срок окончания ликвидации;
– порядок ликвидации, т.е. планируемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в процессе ликвидации;
– источник финансирования расходов, связанных с осуществлением ликвидации;
– иные сведения, являющиеся необходимыми, по мнению собственника (учредителей, участников), принявшего решение о ликвидации.
Но при этом существуют ограничения в отношении принятия такого решения. Например, если организация включена в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, то она не может быть ликвидирована до проведения и завершения плановой проверки.
Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора)
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) назначается решением собственника (учредителей, участников) ликвидируемого юридического лица, принявшего решение о ликвидации.
Полномочия членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) определены законодательством и подтверждаются протоколом общего собрания участников (учредителей), решением собственника, организационно-распорядительным документом органа, уполномоченного на принятие решения о ликвидации в соответствии с учредительными документами юридического лица.
В состав ликвидационной комиссии могут включаться как работники предприятия, специалисты соответствующего профиля сторонних организаций (аудиторы, юристы, экономисты), так и физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с организацией. В таком случае необходимо заключить гражданско-правовой договор с указанием перечня работ, которые необходимо провести в процессе ликвидации, а также указать размер вознаграждения за выполненные работы.
В соответствии с законодательством все полномочия по руководству и управлению предприятием после принятия решения о ликвидации переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору). В связи с этим необходимо произвести увольнение директора или назначить его председателем ликвидационной комиссии либо ликвидатором.
Уведомление регистрирующего органа о принятом решении, уведомление дебиторов и кредиторов
После принятия решения о ликвидации и оформления его в письменном виде необходимо уведомить регистрирующий орган о таком решении. Дата представления заявления о ликвидации в регистрирующий орган, как правило, совпадает с датой принятия (письменного оформления) решения о ликвидации либо приходится на следующий календарный день (ст. 58 ГК).
Кроме решения о ликвидации (если при этом решение составлено на иностранном языке, то оно должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется)) председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) должны быть лично представлены следующие документы:
– заявление о ликвидации по форме, установленной Минюстом, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора. Его подписывают председатель и члены ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатор (в случае назначения ликвидатора);
– легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями.
Кроме регистрирующего органа в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения необходимо уведомить налоговый орган, Фонд социальной защиты населения, филиал "Белгосстрах" по месту постановки на учет о принятом решении по ликвидации организации.
О ликвидации юридического лица должны быть письменно уведомлены все кредиторы (ст. 59 ГК). При этом предлагаем приложить акты сверки расчетов для подтверждения размера кредиторской задолженности, имеющейся у ликвидируемого лица.
Также необходимо разместить объявление в прессе о ликвидации организации (сведения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами публикуются в приложении к журналу "Юстиция Беларуси").
При этом следует руководствоваться Инструкцией о порядке опубликования сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164. В ней указаны порядок обращения в редакцию, информация, которая должна содержаться в представляемой заявке, сроки оплаты оказываемых услуг по размещению объявления и иные требования, которые нужно выполнить ликвидируемой организации.
Увольнение работников
При ликвидации трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты нанимателем (п. 1 ст. 42 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Наниматель обязан не менее чем за2 месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении (ст. 43 ТК). При этом он также обязан не менее чем за 2 месяца уведомить об этом органы государственной службы занятости населения с указанием профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда увольняемых работников.
Наниматель вправе с письменного согласия работника заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере 2-месячного среднего заработка. При этом, если инициатива в достижении такого соглашения исходит от нанимателя, после предупреждения работника о предстоящем высвобождении компенсация выплачивается пропорционально времени, оставшемуся до окончания 2-месячного срока предупреждения.
В период срока предупреждения, предусмотренного настоящей статьей, работник выполняет свои трудовые обязанности, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, ему гарантируются условия и оплата труда наравне с другими работниками. До истечения срока предупреждения увольнение работника по указанным основаниям без его согласия не допускается.
В период срока предупреждения, предусмотренного настоящей статьей, работнику может предоставляться 1 свободный день в неделю без сохранения заработной платы (по договоренности с нанимателем – с сохранением заработной платы) для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей.
По истечении 2 месяцев наниматель выплачивает выходное пособие в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка (ст. 48 ТК).
Обращаем внимание, что дата принятия решения о ликвидации не обязательно должна совпадать с датой увольнения работников ликвидируемой организации и работники могут осуществлять свою трудовую деятельность.
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) самостоятельно может решать, до какого времени предприятие может привлекать определенных работников для участия в осуществлении ликвидации. Но необходимо учесть, что в течение 1 месяца с момента уведомления ФСЗН и БРУСП "Белгосстрах" о решении по ликвидации должна быть назначена проверка финансово-хозяйственной деятельности, после которой организацию исключают из реестра плательщиков взносов в ФСЗН и БРУСП "Белгосстрах". Поэтому целесообразно провести увольнение всех работников в течение месяца после принятия решения о ликвидации.
Проведение инвентаризации активов и обязательств
При ликвидации обязательным является проведение инвентаризации (ст. 12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности").
Аналогичные требования закреплены и в п. 4 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).
Перед составлением промежуточного ликвидационного баланса проведение инвентаризации всех активов и обязательств организации является необходимым для определения реального финансового положения ликвидируемого лица, достоверности учетной стоимости активов, установлению объема возможной к требованию дебиторской задолженности, оценке возможностей для расчетов с кредиторами по заявленным требованиям, уточнению фактического состояния активов и обязательств ликвидируемой организации с целью определения их ликвидности.
Принятие мер к взысканию задолженности и удовлетворению требований кредиторов
Как указывалось выше, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица, а также принять все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
Пунктом 11 Положения № 1 определена очередность удовлетворения требований кредиторов, а именно:
– в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей (удовлетворение данных требований производится в порядке, установленном постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1301 "Об утверждении Положения о порядке внесения Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию "Белгосстрах" капитализированных временных платежей при ликвидации (банкротстве с ликвидацией) или прекращении деятельности страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");
– во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;
– в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;
– в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Обращаем внимание, что вышеуказанная очередность удовлетворения требований кредиторов не распространяется на случаи ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).
Необходимо учесть, что требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (ст. 60 ГК).
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица это имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательными актами.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, за исключением случая, предусмотренного ст. 62 ГК. В ней указано, что в случае, если после ликвидации юридического лица будет доказано, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло хотя бы часть своего имущества, кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, вправе обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга.
Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Данный этап в процессе ликвидации, какправило, является самым долгим и трудоемким по сравнению с другими, особенно в томслучае, когда имущества и денежных средств, имеющихся у ликвидируемого лица, недостаточно для удовлетворения всех требований, предъявленных кредиторами, и у ликвидируемого лица начинается череда судебных процессов.
Удовлетворение требований кредиторов может производиться путем уплаты денежных средств, взаимозачета встречных обязательств, передачи имущества и всеми иными способами, допускаемыми законодательством РБ.
При этом, если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, оно согласно ст. 61 ГК в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом). Порядок и особенности банкротства установлены Законом РБ от 18.07.2000 № 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)".
Если в процессе ликвидации будет выявлено, что организация не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, то ликвидационная комиссия обязана подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение 1 месяца со дня выявления этого обстоятельства.