Организация деятельности иностранной компании в Беларуси до 2014 г. и после
До 2014 г. иностранные организации, заключающие договор с белорусской организацией на выполнение строительных, строительно-монтажных работ, должны были вначале пройти аккредитацию в МИДе и получить разрешение на открытие представительства. Это было связано с тем, что деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь без открытия представительства была запрещена (п. 11 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.07.1997 № 929; далее – постановление № 929). Исключения из этого правила были установлены в п. 11 названного Положения, но они не касались строительной деятельности нерезидентов в Беларуси.
С 2014 г. складывается уже иная ситуация. Представительство коммерческой иностранной организации может быть открыто только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера, в т.ч.:
– по эффективному содействию реализации международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта, поиску возможностей для его дальнейшего развития, совершенствованию форм этого сотрудничества, установлению и расширению обмена экономической, коммерческой и научно-технической информацией;
– изучению товарных рынков Республики Беларусь;
– изучению возможностей для осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь;
– созданию коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;
– продаже билетов и бронированию мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта;
– иной общественно полезной деятельности.
Данные правила не действуют в 2 случаях:
1) если у Республики Беларусь есть обязательства по международному договору, в соответствии с которыми иностранная организация может осуществлять предпринимательскую деятельность через открытое в Республике Беларусь представительство.
То есть положения данного международного договора будут иметь преимущественное значение;
2) если такие обязательства установлены каким-либо законодательным актом РБ.
Только в этих случаях иностранная организация сможет вести предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь через свое структурное отделение – представительство (п. 4 Положения № 1189).
Комментарий эксперта
Вышеизложенное не означает, что с 2014 г. иностранным организациям запрещено заниматься в Беларуси предпринимательской деятельностью, к которой относится и строительная деятельность.
Обоснуем наш вывод с учетом:
– норм, изложенных в п. 5 постановления № 1189.
В этом пункте указано, что действие постановления № 1189 не распространяется на административные процедуры по выдаче (продлению срока действия) разрешений на открытие представительств иностранных организаций в Республике Беларусь, начатые до его вступления в силу.
Такие административные процедуры осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим ранее (до вступления в силу постановления № 1189). Указанные разрешения действуют до истечения срока, на который они были выданы.
Исключением являются случаи прекращения деятельности представительств иностранных организаций по основаниям, предусмотренным п. 18 Положения № 1189, в т.ч.:
– при ликвидации иностранной организации, открывшей представительство;
– по решению иностранной организации, открывшей представительство;
– по решению суда в случае иных нарушений законодательства РБ и др.
Таким образом, если предпринимательская деятельность иностранной компании осуществлялась через представительство, открытое в порядке, предусмотренном постановлением № 929, и продолжает осуществляться в 2014 г. на основании разрешения, выданного в соответствии с постановлением № 929 или на основании п. 5 постановления № 1189, то эта предпринимательская деятельность через структурное подразделение может быть продолжена до окончания действия разрешения;
– нововведений, действующих в Налоговом кодексе РБ (далее – НК) с 2014 г.
Из них следует, что иностранные компании могут заниматься в Беларуси предпринимательской деятельностью, но только после того, как зарегистрируются в белорусском налоговом органе.
Однако здесь есть особенности, которые надо учитывать при организации иностранной компанией работ, услуг в Беларуси.
С января 2014 г. п. 2 ст. 66 НК был дополнен подп. 2.6, согласно положениям которого начиная с 2014 г. иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе, если она на основании договора (договоров) с органом государственного управления РБ, юридическим, физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем, на территории Республики Беларусь выполняет работы (оказывает услуги), осуществляет иную не запрещенную законодательством деятельность.
Для этого ей надо подать заявление в налоговый орган по месту осуществления деятельности на территории Республики Беларусь до начала деятельности по такому (таким) договору (договорам).
Важно! У иностранной организации есть основания для постановки на налоговый учет, если сроки работ, оказания услуг или строительства, монтажа или сборки объекта в Беларуси, указанные в договоре, превышают сроки, указанные:
– в п. 3 ст. 139 НК.
Если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь, место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации признается постоянным представительством при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в течение 1 календарного года;
Строительная площадка, монтажный или сборочный объект признаются постоянным представительством иностранной организации, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде.
Если сроки по договору меньше указанных в пп. 3 и 4 ст. 139 НК, то налоговый орган не вправе поставить на налоговый учет иностранную организацию.
Правила и особенности постановки на налоговый учет в Республике Беларусь иностранных организаций, осуществляющих строительную деятельность
Рассмотрим различные ситуации с постановкой на учет в белорусских налоговых органах иностранных организаций в связи с их деятельностью в Республике Беларусь и налогообложением.
Ситуация 1. Деятельность иностранной организации в 2013 г.
Белорусская организация (заказчик) заключила в июне 2013 г. с латвийской организацией (исполнитель) договор строительного подряда на выполнение работ по реконструкции жилого здания сроком на 4 месяца.
Латвийская организация в соответствии с действующим в 2013 г. законодательством обязана была открыть представительство в МИДе и стать на учет в белорусском налоговом органе.
Однако по факту осуществления деятельности на протяжении 4 месяцев в 2013 г. у латвийской компании в соответствии с законодательством РБ постоянного представительства в Беларуси не возникло.
В изложенной ситуации у латвийской организации в части выполнения строительных работ в Беларуси не возникла обязанность по уплате налога на прибыль, НДС и др., а также по уплате налога на доходы.
Справочно: в перечне видов доходов, облагаемых налогом на доходы, строительные работы не названы (п. 1 ст. 146 НК).
Если же в представительстве велась какая-либо деятельность, носящая вспомогательный характер по отношению к основной (строительной) деятельности (например, сбор информации о потенциальных клиентах в Беларуси для ведения в будущем работ по реконструкции, реставрации зданий и др.), то у латвийской компании могли быть обязанности по исчислению и уплате налогов и сборов в связи с такой деятельностью. Как правило, это касается исчисления и уплаты подоходного налога, налога на недвижимость. Объектов для обложения налогом на прибыль у такого представительства нет, НДС уплачивает белорусская организация в порядке, оговоренном ст. 92 НК.
Решение вопроса с закрытием (прекращением) деятельности представительства осуществляется согласно нормам п. 18 Положения № 1189. То есть оно может быть закрыто:
– либо по истечении срока, на который открыто;
– либо по желанию организации в иной срок до истечения срока, указанного в разрешении на открытие представительства;
– либо его можно использовать в целях проведения деятельности, указанной в постановлении № 1189, и др.
Ситуация 2. Срок действия договора с нерезидентом – 4 месяца (2014 г.)
Белорусская организация (заказчик) заключила в 2014 г. с латвийской организацией (исполнитель) договор строительного подряда сроком на 4 месяца.
Сроки, указанные в договоре, меньше сроков, указанных в п. 4 ст. 139 НК. В связи с этим у латвийской организации не возникает постоянное представительство, соответственно у нее нет оснований для постановки на учет в белорусском налоговом органе в 2014 г. и нет обязанности по открытию представительства в МИДе.
НДС уплачивает белорусская организация в порядке, оговоренном ст. 92 НК.
Ситуация 3. Срок действия договора с нерезидентом – 1 год (2014 г.)
Белорусская организация (заказчик) заключила в 2014 г. с латвийской организацией (исполнитель) договор строительного подряда сроком на 1 год.
Исходя из норм п. 4 ст. 139 НК у латвийской организации есть постоянное представительство. Поэтому она обязана стать на учет в белорусском налоговом органе и исполнять обязанности по исчислению и уплате налогов и сборов в бюджет РБ через постоянное представительство.
Обязанности по открытию представительства в МИДе нет.
Ситуация 4. Деятельность иностранной организации в 2013–2014 гг.
Белорусская организация проводит реконструкцию лесопильного цеха. Срок реконструкции цеха – с мая 2013 г.по июль 2014 г. В сентябре 2013 г. белорусская организация заключила с литовской компанией договор на поставку оборудования для этого цеха. Вместе с тем потребовалось участие литовской организации в монтаже оборудования и частично – в реконструкции цеха.
Поставку оборудования литовский резидент осуществил в ноябре 2013 г., к работам по реконструкции цеха в своей части и монтажу оборудования он приступил в январе 2014 г. Работы литовской компанией завершены в мае 2014 г., подписан акт выполненных работ. Для выполнения шеф-монтажа работники литовской организации прибыли в Беларусь в июне 2014 г. Продолжительность их пребывания на территории Республики Беларусь – 2 недели.
В этой ситуации литовская организация не обязана открывать представительство в МИДе. Литовской организации не надо обращаться и в белорусский налоговый орган для постановки на налоговый учет, так как по нормам п. 4 ст. 139 НК у нее нет постоянного представительства в Беларуси.
Обязанности по уплате налога на доходы также нет. Это следует из положений ст. 145, подп. 1.12.11 п. 1 ст. 146 НК.
Так, иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и получающие доходы от источников в Республике Беларусь от оказания услуг по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению, тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, нематериальных активов, находящихся на территории Республики Беларусь, уплачивают налог на доходы по ставке 15 %. Исключением являются доходы, получаемые от обучения, проведения консультаций и (или) оказания услуг по установке, наладке, обследованию, измерению и тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений и сооружений, которые являются неотъемлемым условием внешнеторгового договора на их приобретение в собственность (во временное пользование).
В нашей ситуации монтажные работы выполняются в рамках внешнеторгового договора, заключенного с нерезидентом на приобретение оборудования в собственность. Следовательно, доход литовской организации не облагается налогом на доходы в Республике Беларусь по ставке 15 %. Общестроительные работы, связанные с реконструкцией цеха, также не являются объектом обложения налогом на доходы.
НДС уплачивает белорусская организация в порядке, оговоренном ст. 92 НК.
Ситуация 5. Деятельность через постоянное представительство в Беларуси (2012–2014 гг.)
У белорусской организации заключен инвестиционный договор с китайской компанией сроком на 5 лет на возведение строительного объекта. У китайской компании в конце 2012 г. открыто представительство в МИДе со сроком действия разрешения 3 года. Кроме того, иностранная компания стала на налоговый учет в белорусском налоговом органе в 2013 г. и выполняет работы в соответствии с договором.
В этом случае китайская компания осуществляет деятельность через постоянное представительство в Беларуси, и по такой деятельности она обязана уплачивать и уплачивает с начала деятельности в Республике Беларусь налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, экологический налог, подоходный налог, иные налоги и сборы, если по ним возникают объекты налогообложения.
Китайской компании и ее представительству не нужно предпринимать в 2014 г. каких-либо действий по изменению ее статуса в Беларуси, но следует продолжать платить налоги по своей деятельности через структурное подразделение, открытое в Республике Беларусь.
Ситуация 6. Срок действия договора с нерезидентом – 2 месяца (2014 г.)
Белорусская организация (заказчик) заключила в 2014 г. с российской организацией (исполнитель) договор на выполнение проектных работ сроком 2 месяца.
Исходя из норм п. 3 ст. 139 НК у российской организации постоянное представительство не возникает. В связи с этим у нее нет оснований для постановки на учет в белорусском налоговом органе в 2014 г. и нет обязанности по открытию представительства в МИДе.
НДС уплачивает белорусская организация в порядке, предусмотренном ст. 92 НК и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009.
Однако российский резидент, не осуществляющий деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, получает исходя из положений подп. 1.8 п. 1 ст. 146 НК доходы от источников в Республике Беларусь.
Налоговая база налога на доходы от выполнения проектных работ определяется как общая сумма доходов (подп. 1.3 п. 1 ст. 147 НК), ставка налога установлена в размере 15 % (п. 1 ст. 149 НК).
Справочно: доходы от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров, предпроектных и проектных работ (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и иные аналогичные работы) являются объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (подп. 1.8 п. 1 ст. 146 НК).
В отношениях с резидентами РФ действует Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение).
Прибыль предприятия России может облагаться налогом только в России, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в Беларуси через находящееся там постоянное представительство (п. 1 ст. 7 Соглашения).
Поскольку постоянного представительства у российской организации в этой ситуации в Беларуси нет, то возможно освобождение от уплаты налога на доходы.
Российская организация самостоятельно или через налогового агента должна представить в ИМНС РБ по месту постановки на учет налогового агента подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в России. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом России.
Ситуация 7. Срок действия договора с нерезидентом – 6 месяцев (2014 г.)
Белорусская организация (заказчик) заключила в 2014 г. с российской организацией (исполнитель) договор на выполнение проектных работ сроком 6 месяцев.
Если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь, место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации признается постоянным представительством при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в течение 1 календарного года (п. 3 ст. 139 НК).
С учетом того что срок действия договора превышает вышеуказанные сроки, у российской компании возникает постоянное представительство.
В связи с этим она обязана:
– стать на учет в белорусском налоговом органе;
– исполнять обязанности по исчислению и уплате налогов и сборов в бюджет РБ через постоянное представительство.
Обязанности по открытию представительства в МИДе нет.