С 21 октября 2011 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875, которым утверждена новая редакция Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда (далее – Правила). Изменения коснулись и порядка перечисления целевых авансов.
Так, подрядчику могут перечисляться 2 вида авансов – на выполнение работ в расчетном месяце (текущие авансы) и разовые (целевые) авансы на приобретение нестандартных строительных конструкций и изделий, материальных ресурсов, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ, а также на закупки по внешнеторговым контрактам (подп. 8-2 п. 8 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.12.2001 № 120 (далее – Инструкция № 120)).
Предоставление разовых (целевых) авансов осуществляется при условии, если они предусмотрены нормами договора строительного подряда и графиком платежей. В случае потребности в целевых авансах в графике должны быть указаны сумма аванса, месяц его предоставления и срок освоения (часть вторая п. 8 Инструкции № 120).
В заявке на выделение целевого аванса подрядчик указывает наименование, количество, стоимость, а также поставщика (изготовителя) материальных ресурсов.
Заказчик вправе с согласия подрядчика перечислять авансы непосредственно изготовителям материальных ресурсов, если с ними подрядчиком заключены соответствующие договоры.
Полученные бюджетные средства в виде целевых авансов должны быть отработаны в течение 3 месяцев с даты их получения, если иное не установлено законодательством.
На практике строительные организации – подрядчики нередко сталкиваются с такой ситуацией, когда им перечислен целевой аванс заказчиком и в течение 3 месяцев с даты его получения приобретается необходимое изделие (в рамках целевой программы). Но далее встает ряд вопросов: когда и на основании каких документов целевой аванс является использованным (т.е. имеет место факт исполнения обязательств по его освоению)? Ведь от "судьбы" этих вопросов в дальнейшем могут зависеть последствия по исполнению обязательств.
Не использованные или использованные подрядчиком не по назначению целевые авансы подлежат возврату заказчику по его требованию с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами (п. 58 Правил).
Справочно: за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется ставкой рефинансирования Нацбанка на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из ставки рефинансирования Нацбанка на день вынесения решения.
Такие правила применяют, если иной размер процентов не установлен законодательством или договором.
Проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законодательством или договором для начисления процентов не установлен более короткий срок (ст. 366 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)).
Таким образом, ст. 366 ГК установлена самостоятельная ответственность за неисполнение денежного обязательства независимо от оснований его возникновения (ст. 7 ГК) в виде уплаты процентов на сумму этих средств (п. 1 постановления Пленума ВХС РБ от 21.01.2004 № 1 "О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами").
Подтверждением использования целевого аванса по целевому назначению является фактическое приобретение тех материальных ресурсов, на закупку которых выдавался целевой аванс. В качестве отчета подрядчику достаточно представить заказчику копии накладных, подтверждающих факт приобретения материала.
Правилами прямо не установлено, что понимать под фразой "отработка целевого аванса". Но, учитывая тот факт, что целевой аванс выдается не на выполнение работ, а на приобретение материальных ресурсов, считаем возможным признать целевой аванс, использованный на приобретение тех материальных ценностей, на закупку которых он запрашивался, использованным по целевому назначению независимо от того, использованы материальные ресурсы в течение 3 месяцев со дня получения аванса или нет.