СИТУАЦИЯ: Строительной организации необходимо получить заключение инспекции Департамента контроля и надзора за строительством о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности. За совершение административной процедуры взимается государственная пошлина исходя из фактической стоимости строительно-монтажных работ. У строительной организации возникли следующие вопросы.
Как определяется фактическая стоимость строительно-монтажных работ (далее – СМР) для целей уплаты государственной пошлины указанного рода?
На какую дату определяется фактическая стоимость строительно-монтажных работ: на дату обращения (условно: март 2012 г.) или на дату выдачи заключения (условно: апрель 2012 г.)?
Когда необходимо обращаться за заключением: до момента приемки объекта или после?
Следует ли производить перерасчет пошлины?
Фактическая стоимость СМР для целей исчисления государственной пошлины определяется на основании данных для статистической отчетности на дату обращения за выдачей заключения
За выдачу органами государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности взимается государственная пошлина (далее – госпошлина за выдачу заключения) (ст. 249 Налогового кодекса (далее – НК)).
При этом за выдачу органами государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности (кроме объектов, финансируемых из бюджета) взимается пошлина в размере 0,15 % фактической стоимости СМР по объекту (п. 94 приложения 22 к НК).
В связи с тем что в законодательстве РБ отсутствует термин "фактическая стоимость СМР", п. 7 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 10, определено, что госпошлину за выдачу заключения исчисляют от фактической стоимости строительно-монтажных работ для статистической отчетности, определенной на дату обращения за выдачей заключения.
Фактическая стоимость СМР для статистической отчетности приведена:
– в акте сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (форма С-2), утвержденном постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 13, по строке "Объем работ для статистической отчетности подрядной организации";
– Справке о стоимости выполненных работ (этапов) согласно приложению 5 к Положению о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 235, по строке "Стоимость выполненных работ для статистической отчетности".
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минстройархитектуры РБ от 26.10.2010 04-2-04/3444.
Следовательно, фактическая стоимость СМР для целей исчисления государственной пошлины определяется на основании данных для статистической отчетности на дату обращения за выдачей заключения.
Дата обращения – не менее чем за 15 дней до начала работы приемочной комиссии
Соответствие объекта утвержденной проектной документации, требованиям эксплуатационной надежности и безопасности должно быть подтверждено заключениями органов государственного надзора (форма заключения приведена в приложении Е к ТКП 45-1.03-59-2008 (02250) "Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения"):
– Минприроды;
– Государственного санитарного надзора Минздрава;
– Департамента контроля и надзора за строительством Госкомитета по стандартизации (кроме объектов, на которые не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ);
– Департамента государственной инспекции труда при Минтруда и соцзащиты (кроме объектов ремонта и жилищного фонда);
– Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (при приемке объектов, ему подконтрольных);
– Департамента по ядерной и радиационной безопасности МЧС (при приемке объектов, ему подконтрольных);
– Государственной автомобильной инспекции МВД (при приемке улиц, дорог и дорожных сооружений);
– МЧС (при приемке объектов со встроенными помещениями или отдельно стоящих сооружений гражданской обороны);
– Государственного энергетического надзора Минэнерго (при приемке объектов и работ, ему подконтрольных);
– Минкультуры (при приемке объектов, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь);
– предприятия Государственного дорожного хозяйства, на балансе которого состоит автомобильная дорога (при приемке в эксплуатацию объектов, находящихся в контролируемой зоне автомобильных дорог общего пользования – пространство по 200 м в каждую сторону от оси дороги);
– других органов, осуществляющих государственный надзор в строительстве в соответствии с законодательством РБ.
Заказчик, застройщик либо уполномоченное им лицо письменно извещает органы государственного надзора о приемке объекта не менее чем за 15 дней до начала работы комиссии. Органы государственного надзора должны до завершения работы приемочной комиссии представить заключение о готовности объекта или имеющиеся мотивированные возражения (мотивированные возражения представляются в произвольной форме).
Приемка объектов без наличия в акте приемки хотя бы одной подписи члена комиссии, а также при наличии мотивированных возражений со стороны органов государственного надзора не допускается (п. 6.4 ТКП 45-1.03-59-2008 (02250) "Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения").
Перерасчет пошлины производить не нужно
В части перерасчета размера государственной пошлины необходимо пояснить следующее.
Действительно, согласно п. 8 ст. 256 НК госпошлина уплачивается исходя из фактической стоимости СМР по объекту, определенной на дату обращения за выдачей указанного заключения. Перерасчет госпошлины при увеличении стоимости выполненных строительно-монтажных работ нормами НК не предусмотрен.
Следовательно, при увеличении стоимости выполненных СМР госпошлина, уплаченная за выдачу органами государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности, доплате не подлежит.