В своей контрольной деятельности РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры" (далее – Служба) руководствуется следующими документами:
– Положением о порядке организации и проведения проверок (далее – Положение), утвержденным Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510);
– Указом Президента РБ от 22.06.2010 № 325 "О ведомственном контроле в Республике Беларусь";
– приказами Минстройархитектуры РБ от 29.01.2010 № 32 "Об утверждении" и от 19.02.2010 № 50 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510";
– Положением о ведомственном контроле Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденным постановлением Минстройархитектуры РБ от 08.02.2002 № 5 "Об утверждении Положения о ведомственном контроле Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь";
– Положением о ведомственном контроле Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденным постановлением Минстройархитектуры РБ от 08.02.2002 № 5 "Об утверждении Положения о ведомственном контроле Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь";
– порядком организации и проведения проверок РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры", утвержденным приказом РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры" от 01.10.2010 № 20.
Порядок планирования проверок строго регламентирован
Планирование проверок осуществляют путем их включения в координационные планы контрольной (надзорной) деятельности.
Включение проверок подведомственных организаций в координационные планы контрольной (надзорной) деятельности производят на основании выписок из сводного плана проверок Минстройархитектуры, представляемых в органы КГК.
Внеплановые проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) проводят по мере поступления указанных поручений.
Порядок, состав и объем истребуемых при проверке документов
В начале проведения проверки либо в период ее проведения проверяющий определяет перечень необходимых документов, подлежащих проверке.
Истребованию у проверяемых субъектов подлежат только те сведения и документы, которые относят к вопросам, подлежащим проверке. Истребование документов предполагает их добровольную передачу представителем проверяемого субъекта проверяющему (руководителю проверки) в объеме и составе, необходимых для проведения проверки.
В объем и состав документов, которые могут быть истребованы, включают оригиналы и (или) копии: документов о движении денежных средств, планов, смет, деклараций, лицензий, разрешений, справочных материалов и расчетов, договоров, актов и других документов, содержащих сведения о деятельности проверяемого субъекта.
В случае невозможности представления (непредставления) надлежащим образом заверенных копий документов представляют их оригиналы, в т.ч. электронные документы, хранящиеся на машинных носителях (дискеты, CD-диски, стриммерные кассеты, флэш-накопители и др.) и (или) на оборудовании (системном блоке компьютера (сервера); кассовых суммирующих аппаратах; специальных компьютерных системах; билетопечатающих машинах и др.), путем представления машинных носителей информации и (или) оборудования.
В случае непредставления проверяющему документов (их копий) в добровольном порядке их истребование оформляют предписанием о представлении документов с указанием перечня этих документов и срока их представления.
Объем истребуемых оригиналов документов и (или) их копий должен быть достаточным для обоснования позиции контролирующего органа при доказывании факта выявленного правонарушения. Копии документов должны быть заверены подписью уполномоченного должностного лица проверяемого субъекта и удостоверены печатью.
Предписание о представлении документов вручают представителю проверяемого субъекта с указанием даты вручения под расписку о том, что он предупрежден об ответственности за сокрытие, уничтожение и непредставление документов, или направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Срок представления оригиналов документов (их копий) устанавливают исходя из объема истребуемых документов с учетом времени, необходимого для их представления (изготовления копий). Если истребуемые документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для их представления.
Отметку о факте представления (непредставления) истребуемых документов учиняют в предписании о представлении документов.
В случае непредставления истребуемых документов проверяющий (руководитель проверки) любым доступным способом незамедлительно ставит в известность директора Службы, а при его отсутствии – уполномоченного заместителя.
Осмотр как один из методов проведения проверки
Осмотр как один из методов проведения проверок предусмотрен п. 39 Положения. Проверяющие могут производить осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений проверяемого субъекта либо иных объектов для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него).
Объектами осмотра могут быть производственные, торговые, складские и подсобные помещения (собственные и арендованные), используемые для оказания работ (услуг), хранения товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ), кабинеты, рабочие места должностных лиц и иные территории проверяемого субъекта.
Доступ на территорию или в помещение проверяемого субъекта проверяющих осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этого проверяемого субъекта (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты).
Проверяющий при недопущении его на указанные территории или в помещения составляет акт о недопущении проверяющего на территорию или в помещения проверяемого субъекта, который предъявляют для подписания представителю проверяемого субъекта. При отказе указанного лица подписать акт проверяющий учиняет в нем соответствующую запись.
Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений либо иных объектов производят в присутствии представителя проверяемого субъекта, а осмотр помещений, где хранятся ТМЦ, – в присутствии материально ответственного лица. Проверяющие обязаны принимать меры для того, чтобы осмотр производили в присутствии указанных лиц. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производят с участием работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее 2 приглашенных понятых.
Лица, присутствующие при проведении осмотра, вправе обращать внимание проверяющего на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств для проводимой проверки.
По результатам осмотра составляют акт осмотра используемых для осуществления деятельности территорий или помещений либо иных объектов проверяемого субъекта. Он должен быть подписан проверяющим, проводившим осмотр, и всеми присутствующими лицами. После осмотра проверяющим могут быть в установленном порядке истребованы письменные объяснения по выявленным фактам, которые прилагают к акту осмотра.
Использование технических средств при проверке правомерно
Проверяющий при проведении проверок вправе использовать технические средства, в т.ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений (далее – технические средства).
Технические средства используют для сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений. О применении в ходе проверки технических средств проверяющий уведомляет под роспись представителя проверяемого субъекта по установленной форме.
В случае отказа представителя проверяемого субъекта удостоверить факт уведомления своей подписью на решении о применении в ходе проверки технических средств, а в последующем и в акте проверки производят соответствующую запись.
Полученные материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и иные носители информации приобщаются к материалам проверки и остаются при них в течение всего срока хранения.
Контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат как способ контроля
Контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства) – способ контроля путем инструментального обмера (с помощью инструментов, приборов, оборудования) и (или) сопоставления выполненных объемов работ и израсходованных на их выполнение денежных, материальных и других средств с объемами (сумма, размер), предусмотренными (отраженными) в проектно-сметной документации, договорах строительного подряда, документах бухгалтерского учета и других документах, служащих основанием для получения денежных средств, а также требованиям актов законодательства, в т.ч. технических нормативных правовых актов (далее – контрольный обмер).
Участниками контрольного обмера являются представители застройщика, организации, осуществляющей функции заказчика строительства (технического надзора), подрядной организации, проектной организации, участвующие в проведении контрольного обмера и подписании акта контрольного обмера.
При проведении контрольного обмера обязаны присутствовать участники контрольного обмера, а также соответствующие материально ответственные лица проверяемого субъекта, которых непосредственно касается такой обмер.
При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица при контрольном обмере его производят без его участия с привлечением работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем.
Проверяющий обязан осуществлять контроль за правильностью хода проведения контрольного обмера (присутствовать при его проведении).
При необходимости проведения контрольного обмера контролирующий орган письменно извещает участников контрольного обмера о времени и месте его проведения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала.
Контрольный обмер проводят на основании оформленного на фирменном бланке Службы предписания руководителя Службы или его уполномоченного заместителя.
В случае необходимости проведения контрольного обмера в ходе проверки в основное предписание на проведение проверки вносят соответствующие дополнения. Они должны содержать сведения, касающиеся оформления предписания на контрольный обмер, с которыми должен быть ознакомлен представитель проверяемого субъекта.
При проведении контрольного обмера необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке проведения проверки правильности расходования государственных средств, выделенных на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) объектов, и производства контрольных обмеров строительных и ремонтных работ (утверждена постановлением Минфина, Минстройархитектуры и Минэкономики РБ от 30.06.2004 № 99/16/165).
По результатам контрольного обмера составляют акт либо справку (если не выявлены правонарушения). Неотъемлемыми частями такого акта (справки) являются пояснительная записка, сводные ведомости о стоимости проверенных строительно-монтажных и (или) ремонтно-строительных работ, произведенных затратах и суммах завышений, установленных контрольными обмерами (при их наличии).
Акт контрольного обмера и обязательные приложения к нему подписывают представитель проверяемого субъекта и все участники контрольного обмера.
В случае отказа проверяемого субъекта и участников контрольного обмера от подписания акта (справки) контрольного обмера проверяющим в них делают соответствующую отметку, подписанную не менее чем 2 приглашенными понятыми. Данные документы направляют проверяемому субъекту и участникам контрольного обмера заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручают представителю проверяемого субъекта под роспись. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта (справки) контрольного обмера, имеет право письменно изложить мотивы отказа от его подписания.
Проверки по поручениям органов уголовного преследования и судов: есть особенности
Проверки подведомственных организаций проводят контролирующие органы по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов – по находящимся в их производстве делам (материалам) в установленном порядке.
До начала проведения проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) в результате изучения представленных материалов и документов контролирующим органом уточняют вопросы, подлежащие проверке, и период проверки, а также вопросы необходимости участия специалистов иных контролирующих органов.
По результатам уточнения проверяющим совместно с руководителем структурного подразделения Службы, осуществляющего проведение проверок по поручениям правоохранительных органов и судов, может быть составлен уточненный перечень вопросов, подлежащих проверке, который должен быть согласован с соответствующим должностным лицом органа уголовного преследования, суда.
Акт (справку) проверки, в т.ч. промежуточный, представляют на подпись (направляют для ознакомления и подписания) представителю проверяемого субъекта только после ознакомления с ним должностного лица органа уголовного преследования, возбудившего уголовное дело, руководителя органа уголовного преследования, суда, в производстве которого находятся дела (материалы), давшего поручение на проведение проверки.
Ознакомление с проектом акта (справки) проверки, в т.ч. промежуточным, осуществляет должностное лицо органа уголовного преследования, возбудившего уголовное дело, руководитель органа уголовного преследования, суда, в производстве которого находятся дела (материалы), давший поручение на проведение проверки, в течение 3 рабочих дней с даты его получения. О факте и дате ознакомления с проектом акта (справки) проверки делают отметку на проекте акта (справки).
При проведении проверок по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, по причине проверки дополнительных вопросов, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам), контролирующим органом на основании мотивированного поручения правоохранительного органа может быть проведена дополнительная проверка.
В рамках проведения внеплановых проверок по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) в целях установления (подтверждения) достоверности осуществляемых финансово-хозяйственных операций могут проводиться встречные проверки контрагентов (третьих лиц) проверяемого субъекта в соответствии с п. 25 Положения. При этом проверку проводят на основании заверенного печатью или оформленного на фирменном бланке Службы предписания руководителя Службы или его уполномоченного заместителя.
О проведении встречной проверки любым доступным способом (телефонограмма, факсограмма, докладная записка и др.) проверяющий (руководитель проверки) обязан поставить в известность непосредственного руководителя и курирующего заместителя директора Службы.
Встречную проверку контрагентов (третьих лиц) проверяемого субъекта проводят на основании предписания, выданного в отношении проверяемого субъекта.
Важно! При проведении встречной проверки проверка иных вопросов деятельности субъекта не допускается.
Особенности проведения дополнительных проверок
Одним из прав проверяемого субъекта является право на обжалование предписания контролирующего органа об устранении выявленных нарушений, действий (бездействия) проверяющих, если он полагает, что такие предписание или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением законодательства либо нарушают его права.
Руководителем контролирующего органа или его заместителем может быть назначена дополнительная проверка:
– для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на предписание контролирующего органа, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам);
– по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения проверок.
Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Он не распространяется на дополнительные проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
Основанием для проведения проверки является предписание, которое оформляют в установленном порядке. В ходе проведения дополнительной проверки проверяют вопросы, которые явились причиной и основанием для ее назначения и которые указаны в предписании на ее проведение.
По результатам проведения дополнительной проверки составляют акт (справку) проверки. Если в ходе дополнительной проверки подтвердились нарушения актов законодательства, составляют акт проверки, а если не подтвердились – справку проверки.
Проведение дополнительной проверки может быть продлено или приостановлено по основаниям и на срок, предусмотренные для проведения плановых проверок.
Порядок проведения камеральных проверок также регламентирован
Решение о проведении камеральной проверки принимает руководитель контролирующего органа по заявлению (ходатайству, поручению) заинтересованных в ее проведении.
Камеральную проверку проводят без выдачи предписания на ее проведение. Об этом надо сообщить в акте (справке), составленном по итогам камеральной проверки.
Днем назначения камеральной проверки считают день составления акта камеральной проверки, а днем составления акта камеральной проверки – день подписания акта проверки проверяющим.
Камеральную проверку проводят по месту нахождения контролирующего органа на основе документов, представленных проверяемым субъектом, а также документов и сведений о его деятельности, имеющихся у контролирующего органа.
При проведении камеральной проверки контролирующий орган вправе истребовать у проверяемого субъекта дополнительные документы, необходимые для обоснования соответствующих выводов, а также объяснения должностных лиц.
По результатам камеральной проверки, в ходе которой установлены нарушения законодательства, составляют акт камеральной проверки.
Результаты камеральной проверки, в ходе которой не установлены нарушения законодательства, оформляют справкой камеральной проверки.
Порядок вручения (направления) акта камеральной проверки, вынесения по ней предписаний и их обжалование устанавливают аналогично порядку, предъявляемому к проведению плановой (внеплановой) проверки.