Организации вправе самостоятельно корректировать установленные нормы и разрабатывать свои
Инструкция № 141 дополнена положением о том, что при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норму расхода топлива устанавливают руководители организаций или индивидуальные предприниматели (п. 2 Инструкции № 141).
Дополнениями, внесенными в п. 6 Инструкции № 141, руководителю организации предоставлено право понижать нормы расхода топлива, определенные Минтрансом. Ранее такого права у него не было, что зачастую вызывало конфликтные ситуации между руководством организаций и водителями.
Реконструирована процедура установления норм
Пункт 6 Инструкции № 141 рассматривает процедуру определения линейных норм расхода топлива. Известно, что нормы расхода топлива на модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливает Минтранс в качестве рекомендуемых. В течение года они проходят эксплуатационную проверку в организациях, эксплуатирующих соответствующие механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование. По истечении указанного срока нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки и устанавливаются Минтрансом как обязательные для применения. Данную процедуру конкретизируют Методические рекомендации о порядке разработки и утверждения норм расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, утвержденные постановлением Минтранса РБ от 21.02.2006 № 8. Ранее в Инструкции № 141 было указано, что такой порядок предусмотрен для новых моделей (модификаций) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования. Слово "новые" было исключено, так как нормы расхода топлива должны разрабатываться не только на новые модели, т.е. не бывшие в эксплуатации, но и на уже эксплуатируемые модели, нормы расхода топлива на которые ранее разработаны не были. Таким образом, слово "новые" ранее понималось не в контексте эксплуатации автомобиля, а в связи с наличием либо отсутствием разработанной нормы расхода топлива.
Ранее п. 7 Инструкции № 141 предусматривал, что в случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива до ее утверждения учет расхода топлива при эксплуатации автомобиля в Республике Беларусь производят по временной норме на срок не более 6 месяцев. При этом временная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом) – изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации (п. 3 Инструкции № 141). На практике нередко возникал вопрос: как поступить, если отсутствует информация о контрольном расходе топлива, представляемая организацией (заводом) – изготовителем? Изменения, внесенные в Инструкцию № 141, разрешили этот вопрос. Теперь в случае отсутствия нормы контрольного расхода топлива, определенной заводом-изготовителем, временную норму расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования руководитель организации или индивидуальный предприниматель устанавливает самостоятельно.