УСТАНОВЛЕНЫ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ЧАСТИ ОКАЗАНИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ…
…к работникам бухгалтерской организации
Со вступлением в силу Закона о бухучете ожидается множество изменений как в правилах, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, которые будут приближаться к принятым в МСФО подходам, так и в требованиях, предъявляемых к правам и обязанностям лиц, причастных к организации и ведению бухгалтерского учета. Эти требования коснутся, в частности, главных бухгалтеров, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Закон о бухучете определяет требования к лицам, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом в организации. В частности, в нем установлено, что организация, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (далее – бухгалтерская организация), в зависимости от того, какой организации оказываются услуги, должна обеспечить оказание этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор, отвечающим требованиям, указанным в пп. 3–6 ст. 8 Закона о бухучете (п. 9 ст. 8 Закона о бухучете).
1) на должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Нацбанка) назначают лицо, отвечающее следующим требованиям:
– наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;
– отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности (далее – отсутствие судимости);
2) на должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков, страховых организаций) назначают лицо, отвечающее следующим требованиям:
– наличие сертификата профессионального бухгалтера;
– отсутствие судимости.
При этом общественно значимые организации – открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации (ст. 1 Закона о бухучете);
3) на должность главного бухгалтера страховой организации назначают лицо, отвечающее следующим требованиям:
– наличие сертификата профессионального бухгалтера;
– отсутствие судимости;
– соответствие иным требованиям, установленным законодательством;
4) на должность главного бухгалтера банка назначают лицо, отвечающее следующим требованиям:
– наличие сертификата профессионального бухгалтера банка;
– соответствие иным требованиям, установленным законодательством.
1. Значит ли это, что у бухгалтерской организации должен быть в штате хотя бы одним работник, отвечающий указанным требованиям, вне зависимости от количества обслуживаемых организаций?
2. Значит ли это, что за каждой организацией должен быть закреплен отдельный работник бухгалтерской организации, отвечающий указанным требованиям?
Тогда у бухгалтерской организации количество данных работников должно быть не меньше, чем количество обслуживаемых организаций, чтобы за каждой организацией индивидуально был закреплен как минимум один такой работник.
Далее, может ли этот работник одновременно вести бухгалтерский учет и в другой организации, обслуживаемой бухгалтерской организацией? Если нет, то теряется смысл работы бухгалтерской организации в принципе. Ведь эффективность ее работы как раз таки и достигается за счет концентрации усилий специалистов и обслуживания нескольких организаций одним (или меньшим количеством по сравнению с традиционной бухгалтерией) работником.
3. Может ли такой работник работать в бухгалтерской организации по совместительству или неполный рабочий день (при этом и в том, и в другом случае, конечно же, по трудовому договору)?
4. Обязательно ли, чтобы именно этот работник каким-либо образом был закреплен как работник бухгалтерской организации, ведущий бухгалтерский учет именно у данной организации? Если ответ положительный, то как это должно оформляться? Возникает ли в связи с этим дополнительная ответственность работника за какие-либо неверные действия (бездействие)? Перекладывается ли ответственность (часть ответственности) в связи с этим с бухгалтерской организации на назначенного на ведение учета данной организации работника?
5. Как поступать бухгалтерской организации, если, например, такой работник уволился, а новый будет взят на работу лишь через неделю: на эту неделю необходимо прервать договоры с клиентами? на этот срок организация обязана взять иную бухгалтерскую организацию (главного бухгалтера)?
…к индивидуальным предпринимателям
Подобные вопросы можно продолжить, если проанализировать практику работы не только бухгалтерских организаций, но и индивидуальных предпринимателей.
Например, индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в зависимости от того, какой организации оказываются услуги, должен отвечать требованиям, указанным в пп. 3–6 ст. 8 Закона о бухучете, или обеспечить оказание этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор, отвечающим требованиям, указанным в пп. 3–6 ст. 8 Закона о бухучете (п. 9 ст. 8 Закона о бухучете).
Таким образом, для индивидуальных предпринимателей также актуальны поставленные выше вопросы.
Кроме того, деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 г. может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) (п. 2 Указа Президента РБ от 18.06.2005 № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности").
Таким образом, на сегодняшний день указанные в Законе о бухучете требования касаются в большинстве случаев исключительно самого индивидуального предпринимателя, так как возможность найма специалистов для него практически равна нулю.
ВЫВОД
Нисколько не умаляя необходимость повышения качества оказываемых услуг бухгалтерскими организациями, все-таки хотелось бы, чтобы их деятельность регулировалась нормами, не только всем понятными, но и позволяющими находить баланс между интересами бизнеса, клиентов этого бизнеса и теорией достижения цели процесса ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.