Аудиторские услуги и (или) связанные с аудиторской деятельностью профессиональные услуги могут оказывать только работники, состоящие в штате аудиторской организации. Такая норма предусмотрена ст. 4 Проекта.
Обязательный аудит: что? где? когда?
Аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели проводят обязательный и инициативный аудит (ст. 5 Проекта).
Обязательный аудит – аудит, обязательность проведения которого установлена Проектом и другими законодательными актами.
Инициативный аудит – аудит, проводимый по инициативе аудируемого лица или других заказчиков аудита.
Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:
– открытых акционерных обществ;
– банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
– бирж;
– коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
– страховых организаций, страховых брокеров;
– резидентов Парка высоких технологий;
– организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
– профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Заметим, что в Проекте не конкретизировано, обязательный аудит достоверности какой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится: консолидированной, сводной, составленной по национальным или международным стандартам и т.д.
В ст. 1 Проекта раскрыто понятие "аудит достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности" – независимая оценка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, в т.ч. составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, национальными стандартами или правилами ведения учета и составления отчетности других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности.
Таким образом, неясным остается вопрос: какая отчетность подлежит обязательному аудиту?
Например, если открытое акционерное общество составило годовую бухгалтерскую отчетность как по национальным стандартам, так и по международным, то какая из них подлежит обязательному аудиту? А может, и та, и другая?
Это один из самых важных вопросов как для аудиторов, так и для аудируемых лиц, и он подлежит конкретизации.
Что за зверь такой "обязательный налоговый аудит"?
В ст. 5 Проекта установлено новое для аудиторов понятие "обязательный налоговый аудит". Так, ежегодно проводится обязательный налоговый аудит организаций, за исключением указанных в части четвертой настоящей статьи, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 3 млн. евро в эквиваленте.
Данные новации не могут не вызвать удивление. Ведь на сегодняшний день (и, вероятно, в ближайшей перспективе ничего в этом плане не изменится) функции контроля за правильностью исчисления налогов (кстати, как и соблюдения ряда иных вопросов, регулируемых национальным законодательством) возложены на органы МНС РБ. Значит ли введение обязательного налогового аудита, что проаудированные организации не будут проверять органы МНС РБ? А если организация проверена инспекцией МНС РБ, должны ли ее еще раз проверять аудиторы именно в порядке налогового аудита?
По мнению автора, установление обязательным именно налогового аудита искажает начальный смысл аудита. Ведь для пользователя отчетности важно независимое мнение именно о правильности составленной организацией бухгалтерской (финансовой) отчетности, так как никто иной из контролирующих органов этот вопрос в достаточном для получения уверенности в достоверности такой отчетности проверять не уполномочен. Зачем подменять прямые функции иных контролеров (органы МНС РБ)?
Исключение необходимости обязательного аудита достоверности именно бухгалтерской (финансовой) отчетности и введение вместо него обязательного налогового аудита указывают на тот факт, что законодатель не видит необходимости для пользователя отчетности в ее аудиторском подтверждении для организаций, кроме названных в абз. 4 ст. 5 Проекта. А это говорит о том, что законодатель не видит либо пользователя такой отчетности, либо необходимости в ее составлении для имеющихся пользователей. А это значит, что отчетность для таких организаций не нужна вовсе, так как не имеет смысла. Тогда данный факт (т.е. что такие организации отчетность не составляют) надо предусмотреть в проекте Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" , и вопрос снимется сам собой: нет отчетности – нечего аудировать, а значит, нет аудита.
Если же все-таки рассмотреть вопрос установления обязательного аудита, то критерий в 3 млн. евро для целей отнесения к организациям, у которых проводится обязательный налоговый аудит, видится завышенным. Разве иные организации не исчисляют налоги? И разве объем правонарушений иных организаций может иметь меньшую величину? Данный критерий не соответствует ни аналогичному критерию по применению организациями упрощенной системы налогообложения, ни отнесению к субъектам малого предпринимательства (ст. 3 Закона РБ от 01.07.2010 № 148-З "О поддержке малого и среднего предпринимательства"). Предлагаем снизить критерий, например, до 100 000 базовых величин либо, что более логично, вообще снять стоимостной критерий и установить всеобщий обязательный налоговый аудит. Обоснование этому следующее.
Уголовная ответственность наступает, в частности, за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере (ст. 243 Уголовного кодекса РБ). Крупный размер – это 250 базовых величин, т.е. от 8,75 млн. руб., – сумма по нынешним временам для функционирующей организации абсолютно мизерная. Но если даже за такой проступок может наступить уголовная ответственность, то налоговый аудит здесь как раз и видится обязательным.
А вообще, не следует искажать смысл и придумывать велосипед. Подмена функций и (или) соперничество различных контролеров приведут к возрастанию напряженности и дискредитации как аудиторов, так и органов МНС РБ (иных государственных контролеров). Поэтому необходимо вернуться к пониманию аудита именно как аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудит, но не для всех
Обязательный аудит республиканских, коммунальных унитарных предприятий, колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводят (ст. 5 Проекта).
Исключение из числа организаций РУП и КУП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, означает для стороннего пользователя вывод таких организаций в сектор бизнеса, не подлежащий общественному контролю. Такие действия всегда настораживают пользователей, так как свидетельствуют о резком возрастании рисков различного рода злоупотреблений и искажений (в т.ч. и умышленных). Все это отрицательно скажется на имидже государственного бизнеса и приведет к снижению уровня организации учета и внутреннего контроля таких организаций. Это также означает не что иное, как декларирование позиции, и собственнику таких организаций – государству не важна достоверность отчетности учрежденных организаций, т.е. неинтересна их отчетность вовсе. Таким образом, государство в лице уполномоченных на то органов будет принимать управленческие решения, основываясь на непроверенных и не подтвержденных независимой экспертизой данных. Считаем нецелесообразным исключение из числа аудируемых организаций по признаку формы собственности и ведомственной подчиненности.
Несвоевременной видится и норма о том, что обязательный аудит консолидированной отчетности не проводится у общественно значимых организаций, у которых проведен аудит отчетности, составленной по международным стандартам. Эта норма не имеет смысла до тех пор, пока национальные стандарты бухучета максимально не приблизят к международным. В настоящее время речь идет об отчетности, составленной по существенно иным (по сравнению с национальными) принципам. Кроме того, из Проекта не следует, что консолидированная отчетность вообще подлежит обязательному аудиту. Конечно, это также необходимо уточнять.
Независимость аудитора: объем аудита должен согласовать заказчик?
Договор оказания аудиторских услуг в т.ч. должен включать следующие существенные условия (ст. 6 Проекта):
– расчет объема и стоимости оказываемых аудиторских услуг, сроки и порядок оплаты;
– подходы к определению уровня существенности.
На сегодняшний день требования к объему аудиторских услуг установлены республиканскими и внутрифирменными правилами аудиторской деятельности. В договоре должна быть указана стоимость аудиторских услуг, а не расчет их объема – величина, определяемая именно аудиторской организацией, а не заказчиком. И если стоимость может служить предметом торга между заказчиком и аудиторской организацией, то объем аудита – ни в коем случае. Иначе со стороны заказчика это означает ограничение объема аудита, что ставит под вопрос независимость аудитора. За объем аудита и в итоге за его качество ответственность несет только аудитор, но никак не заказчик, поэтому данная величина не может быть предметом договора. Абсолютно аналогичные доводы можно привести и по поводу подходов к определению уровня существенности: заказчик может быть ознакомлен с порядком установления (определения) уровня существенности в аудиторской организации, но это не может служить условием договора.
Либо в фирме, либо как предприниматель
Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя (ст. 9 Проекта).
Данная норма ограничивает права как аудиторских организаций по привлечению необходимых (в ряде случаев узких) специалистов, так и работников – аудиторов по выбору форм работы, предусмотренных ТК и ГК. Считаем ее необоснованной и предлагаем предоставить право выбора осуществления аудиторской деятельности лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора, в качестве работника аудиторской организации и (или) в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя.
Необходимый минимум численности повышается
Установление в ст. 10 Проекта минимальной численности аудиторов в аудиторской организации в 5 человек видится преждевременной нормой, не соответствующей уровню развития аудита в Республике Беларусь в современных условиях. При этом величина численности работников прямо не влияет на качество оказываемых аудиторских услуг (качество зависит от иных факторов). Почему бы не сохранить этот показатель на уровне нынешних 3 человек либо вообще не снизить его до 1 человека, как это практикуется в ряде зарубежных стран?
Требование, содержащееся в ст. 11 Проекта, для проведения обязательного аудита по национальным стандартам общественно значимых организаций о наличии в штате работника, имеющего документ международно признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций, не привязано к сути оказываемой услуги. Каждая развивающаяся аудиторская организация заинтересована в повышении квалификации сотрудников, однако прямая связь между аудитом по национальным стандартам и обязанностью международной сертификации отсутствует. Кроме того, непонятно, что имеется в виду под дипломами (сертификатами) международно признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций, являющихся некоммерческими организациями, подтверждающими знания МСФО. Данная норма, по мнению автора, ограничит конкуренцию без каких-либо иных реальных положительных последствий.
За активное участие аудиторов в обсуждении норм Проекта
Если аудиторы хотят получить реально работающий и способствующий развитию аудита в Беларуси документ, всему аудиторскому сообществу необходимо принять неформальное участие в обсуждении норм Проекта, включившись в диалог с законодателями.