1. Дополнения и изменения, внесенные п. 167 ст. 1 Закона в ст. 286 НК
По части первой п. 1
Критерий валовой выручки за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается перейти на УСН, повышен до 3 090 150 000 бел. руб. (вместо 2 861 250 000 бел. руб.). Так как решение о переходе на УСН с 2011 г. принимается в 2010 г., т.е. в период действия редакции гл. 34 НК, не учитывающей изменения, внесенные Законом, то для перехода на УСН с 1 января 2011 г. за основу следует принимать 2 861 250 000 бел. руб. Воспользоваться новым критерием смогут только организации, которые будут претендовать на переход на УСН с 1 января 2012 г.
По подп. 2.1 п. 2
Состав определенных данным подпунктом налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды, неуплачиваемых при применении УСН, дополнен отчислениями в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами.
Это дополнение можно отнести к редакционному, поскольку отчисления в инновационные фонды плательщики налога при УСН не производили и ранее (см., например, письмо МНС РБ от 01.06.2010 № 2-2-14/11317 "Об отчислениях в инновационные фонды и арендной плате при применении особых режимов налогообложения"*).
По подп. 3.7 и 3.9 п. 3
Этими подпунктами при применении УСН предусматривалась уплата сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств. В новой редакции гл. 34 НК данные подпункты отсутствуют. Следовательно, такие виды сборов плательщиками налога при УСН не уплачиваются. Но на практике не будет уплачиваться только один сбор – при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, поскольку он войдет в состав экологического налога, который при УСН не уплачивается. Другой сбор – за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств – войдет в состав госпошлины (платежа, обязательного к уплате при УСН).
По абз. 3 подп. 3.10 п. 3
Согласно новой редакции данного абзаца для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг.
В соответствии с действующей ныне редакцией данного абзаца общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг, сохраняется лишь при условии ведения раздельного учета выручки (дохода) и затрат по реализации (погашению) ценных бумаг, а также выручки (дохода) и затрат по другим видам деятельности. При отсутствии раздельного учета выручка от реализации (погашения) ценных бумаг включается в налоговую базу для исчисления и уплаты налога при УСН.
Таким образом, исходя из ныне действующей редакции этого абзаца возможность уплаты налога при УСН или налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг, зависит от наличия раздельного учета.
Новой редакцией однозначно установлено, что при наличии у плательщика, применяющего УСН, прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг, эта прибыль подлежит обложению налогом на прибыль (т.е. независимо от наличия раздельного учета).
По подп. 3.12 п. 3
Уплачивать НДС при применении УСН в 2011 г. обязаны все организации, за исключением организаций с численностью работников в среднем за период с начала 2011 г. по отчетный период включительно не более 15 человек, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала 2011 г. составит не более 1 177 200 000 бел. руб. (в 2010 г. размер валовой выручки ограничен 1 090 000 000 бел. руб.).
По подп. 3.15 п. 3
Этот подпункт вводится впервые. Так, при применении УСН сохраняется общий порядок исчисления и уплаты НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав доверительным управляющим при осуществлении им деятельности по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом из редакции данного подпункта не усматривается, что НДС не уплачивается в случае, если вверитель или выгодоприобретатель применяют УСН без уплаты НДС.
По подп. 4.1 п. 4
Критерий валовой выручки, исчисленной нарастающим итогом с начала года, позволяющий применять в 2011 г. УСН без уплаты НДС, повышен до 1 177 200 000 бел. руб. (вместо 1 090 000 000 бел. руб. в 2010 г.).
По подп. 5.1.2 п. 5
В соответствии с указанным подпунктом (в редакции, действующей в 2010 г.) не вправе применять УСН плательщики, производящие и (или) реализующие (в т.ч. по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным гражданско-правовым договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней.
Из новой редакции подпункта следует, что операции по сдаче ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней ломбардами в Государственное хранилище ценностей Минфина РБ (далее – Гохран) также являются реализацией.
В связи с этим отметим, что исходя из разъяснений налоговых органов (см., например, письмо МНС РБ от 29.04.2010 № 2-2-14/453), основанных в т.ч. на Инструкции об особенностях осуществления ломбардами операций с изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.09.2004 № 138, сдача ломбардами ювелирных изделий в Гохран признавалась реализацией и ранее.
По абз. 5 подп. 5.1.4 п. 5
Согласно редакции данного абзаца, действующей в 2010 г., не вправе применять УСН организации, осуществляющие деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы.
С 2011 г. данный перечень дополнят холдинги.
В настоящее время деятельность холдингов регулируется Указом Президента РБ от 28.12.2009№ 660 "О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь" (далее – Указ № 660), на основании п. 17 которого холдинги исключены из сферы действия Указа Президента РБ от 27.11.1995 № 482 "О создании и деятельности в республике хозяйственных групп". Следовательно, по нормам Указа № 660 холдинги не являются хозяйственными группами и могут претендовать на применение УСН. Однако с учетом дополнения, внесенного Законом в подп. 5.1.4 п. 5 ст. 286 НК, в 2011 г. холдинги применять УСН будут не вправе.
По подп. 5.2.2 п. 5
Из данного подпункта исключены слова "страховые брокеры".
Это исключение позволит применять УСН плательщикам, осуществляющим деятельность страховых брокеров, в то время как ранее существовал прямой запрет на применение ими УСН.
По подп. 6.2. п. 6
Критерий валовой выручки, при превышении которого нарастающим итогом с начала календарного года применение УСН прекращается (начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором допущено такое превышение), увеличен в 2011 г. до 4 120 200 000 бел. руб. (вместо 3 815 000 000 бел. руб. в 2010 г.).
По подп. 6.4 п. 6
Критерий валовой выручки, при превышении которого нарастающим итогом с начала календарного года организации, применяющие УСН без уплаты НДС, обязаны прекратить применение УСН либо перейти на применение УСН с уплатой НДС, увеличен в 2011 г. до 1 177 200 000 бел. руб. (вместо 1 090 000 000 бел. руб. в 2010 г.).
2. Дополнения и изменения, внесенные п. 169 ст. 1 Закона в ст. 288 НК
По части третьей п. 2
Указанная часть дополнена 2 новыми абзацами, согласно которым в валовую выручку не включаются:
– суммы НДС, исчисленные доверительным управляющим из выручки от оказания вверителю услуг по доверительному управлению имуществом;
– выручка от реализации (погашения) ценных бумаг, прибыль от которых облагается налогом на прибыль.
По п. 2
В связи с исключением из абз. 6 части четвертой п. 2 слов "(при обеспечении отдельного учета покупной стоимости материалов и запасных частей)" при реализации физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) работ (услуг), цены (тарифы) на которые сформированы без учета стоимости используемых при их выполнении (оказании) материалов и запасных частей, оплачиваемых заказчиками, налоговая база для исчисления налога при УСН в 2011 г. будет определяться исходя из стоимости услуг независимо от порядка учета организацией покупной стоимости материалов и запасных частей.
Эта часть дополнена также абз. 8, согласно которому в выручку от реализации для целей определения налоговой базы при реализации услуг по доверительному управлению имуществом, оказанных вверителю (выгодоприобретателю), включается сумма полученного доверительным управляющим вознаграждения по договору доверительного управления имуществом.
Кроме того, п. 2 ст. 288 НК дополнен новой частью (шестой). В указанной части приведен порядок определения валовой выручки организациями, применяющими УСН, при передаче ими имущества в доверительное управление, т.е. вверителями. Валовая выручка определяется такими организациями как сумма выручки и внереализационных доходов, образующаяся в связи с исполнением доверительным управляющим договоров доверительного управления имуществом, за вычетом суммы исчисленного доверительным управляющим НДС, указанного в части первой подп. 3.15 п. 3 ст. 286 НК.
В целях правильного определения вверителем валовой выручки доверительный управляющий ежемесячно определяет выручку и внереализационный доход, образующиеся в связи с исполнением им договора доверительного управления имуществом, и представляет вверителю сведения о них и о сумме НДС вместе с копиями документов (договоров, первичных учетных документов и иных документов), заверенными доверительным управляющим.
По п. 3
В связи с исключением части первой п. 3 при переходе с УСН с уплатой (без уплаты) НДС на УСН без уплаты (с уплатой) этого налога налогообложение поступивших после такого перехода сумм выручки за реализованные до перехода товары (работы, услуги), имущественные права в 2011 г. не нужно будет производить в порядке и на условиях, применявшихся на дату отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, как это требуется в 2010 г.
В 2011 г. налогообложение сумм выручки за товары (работы, услуги), имущественные права, поступившие после перехода с УСН с уплатой (без уплаты) НДС на УСН без уплаты (с уплатой) НДС, будет производиться с учетом п. 8 ст. 3 НК, т.е. исходя из ставок, действующих в отчетном периоде, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, иная аналогичная дата.
Дополнение п. 3 предложением "При этом налоговые декларации (расчеты) по налогу на добавленную стоимость представляются только по указанным суммам" избавит плательщиков от необходимости представлять налоговые декларации (расчеты) по НДС в случае излишнего предъявления этого налога покупателям и отсутствия при этом актов сверки расчетов по истечении каждого отчетного периода, даже если такое излишнее предъявление НДС было допущено однократно. Отметим, что аналогичная норма содержалась ранее в Положении об упрощенной системе налогообложения, утвержденном Указом Президента РБ от 09.03.2007 № 119 "Об упрощенной системе налогообложения", но отсутствовала в НК.
По п. 5
Критерий валовой выручки, позволяющий применять в 2011 г. УСН с использованием в качестве налоговой базы валового дохода, увеличен до 1 177 200 000 бел. руб. (в 2010 г. этот критерий составляет 1 090 000 000 бел. руб.).
3. Дополнения и изменения, внесенные п. 170 ст. 1 Закона в ст. 289 НК
По п. 1
Абзац 4 данного пункта, устанавливающий ставку налога при УСН в размере 3 % от валовой выручки в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь, дополнен словами "и услуг".
В результате выручка от реализации за пределы Республики Беларусь услуг также будет облагаться налогом при УСН по ставке 3 %. При этом услугами, реализованными за пределы Республики Беларусь, будут признаваться услуги, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь.
По части второй п. 3
Указанная часть дополнена текстом, в соответствии с которым при применении различных ставок сумма внереализационных доходов не распределяется на выручку от реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь, облагаемую по ставке 3 %. Аналогичный порядок применяется и в 2010 г. на основании письма МНС РБ от 19.03.2010 № 2-2-14/270 "О применении упрощенной системы налогообложения"*.
4. Дополнения и изменения, внесенные п. 171 ст. 1 Закона в ст. 291 НК
По п. 1
Часть первая данного пункта дополнена нормой, согласно которой учет в книге доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее – книга учета доходов и расходов), должен включать также учет сырья и материалов, основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств – членов таможенного союза.
Отметим, что действующая в настоящее время форма книги учета доходов и расходов, утвержденная постановлением МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты и Минстата РБ от 19.04.2007 № 55/60/59/38, необходимых реквизитов для обеспечения такого учета не содержит. В связи с этим в ближайшее время следует ожидать изменений в форму книги учета доходов и расходов.