Все работодатели и работающие граждане являются ключевыми участниками и плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (далее – Фонд). Средства государственного социального страхования являются совокупностью денежных средств, аккумулируемых Фондом за счет отчислений работодателей и работников на цели социального страхования. Это дает возможность Фонду выполнять свою главную функцию: своевременно выплачивать пенсии и различные пособия.
Объект для начисления страховых взносов имеет верхнее ограничение
Взносы в Фонд начисляются на выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан. Эти взносы за граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, начисляют (удерживают из заработной платы этих граждан) и уплачивают их работодатели. Они же в счет уплаты взносов в Фонд производят выплату работникам (в соответствии с делегированным им правом) пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и др.).
Объект для начисления и уплаты взносов в Фонд начиная с 2009 г. ограничен 4-кратной величиной средней заработной платы работников по республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы. Это так называемое верхнее ограничение по уплате взносов. Оно введено в связи с тем, что в соответствии с пенсионным законодательством Беларуси заработок работника, превышающий 400 % средней заработной платы работников в республике, для исчисления пенсии не учитывается.
Несоблюдение верхнего ограничения приведет к недоначислению налога на прибыль
К соблюдению верхнего ограничения начислений взносов в Фонд необходимо подойти очень скрупулезно. С одной стороны, если бухгалтер не отследил указанный предел, недоплаты денежных средств в Фонд не произойдет. С другой стороны, взносы в Фонд бухгалтер включает в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитывает в составе затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. При подаче сведений формы персонифицированного учета (ПУ-3) в Фонд в любом случае несоблюдение верхнего ограничения работниками Фонда будет отслежено, возникнет необходимость внесения соответствующих корректирующих записей и, как следствие, будет образовано необоснованное занижение базы для расчета налога на прибыль. Соответственно это приведет к штрафным санкциям со стороны налоговых органов.
Анализ поступлений взносов в Фонд от плательщиков г. Минска за IV квартал 2010 и 2011 гг. показывает, что они увеличились в 1,7 раза, а вот начисленная и уплаченная сумма пени за несвоевременную уплату взносов за указанный период увеличилась в 5 раз.
Такому росту пени способствовало несколько факторов. Во-первых, это резкий скачок ставки рефинансирования Нацбанка до 45 % годовых (правда, с 2 апреля 2012 г. она составляет уже 36 %).
Во-вторых, часть плательщиков – коммерческих организаций со средней годовой численностью до 100 человек воспользовались правом уплаты взносов в Фонд 1 раз в квартал и не рассчитали свои финансовые возможности. Ведь помещение платежногопоручения обслуживающим банком в картотеку при отсутствии денежных средств на расчетном счете не освобождает плательщика от уплаты пени.
В-третьих, некоторые плательщики несерьезно относятся к своевременности расчетов с Фондом. В связи с этим возникают и пеня, и другие более серьезные проблемы.
Предусмотрено и нижнее ограничение отчислений в Фонд
Сумма взносов, начисленная в Фонд с выплат, начисленных в пользу работника, и подлежащая уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы. Размеры минимальной заработной платы устанавливает Совет Министров ежегодно с 1 января. Минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.
С 1 января 2012 г. установлена минимальная заработная плата в размере 1 000 000 руб. (постановление Совета Министров РБ от 09.12.2011 № 1666).
В Трудовом кодексе РБ содержится норма о том, что минимальная заработная плата признана государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда. Данное требование обязательно для всех работодателей, и оно является низшим пределом в оплате труда.
Таким образом, в случае если начисленная заработная плата работника меньше размера действующей в республике минимальной заработной платы, работодатель должен в соответствии с законодательством осуществить доплату работнику до величины минимальной заработной платы (с учетом индексации) либо доначислить взносы в Фонд из вышеуказанной суммы.
Соблюдение данного требования неслучайно. Оно дает социальную защищенность работающему человеку в первую очередь при выходе на пенсию.
Пример
Женщина имеет стаж работы 38 лет и получала минимальную заработную плату. В настоящее время размер пенсии составит 821 157 руб. при индивидуальном коэффициенте 0,322. Если бы этот коэффициент составил 1,2, то размер пенсии у женщины составил бы 1 309 183 руб. (пенсия увеличилась бы на 488 026 руб.). При этом заработная плата должна превышать 3 000 000 руб. Как видим, выплата минимальной заработной платы защищает работника при выходе на пенсию, но чем выше заработная плата, тем выше индивидуальный коэффициент и в конечном итоге выше пенсия.
За нарушение законодательства о государственном страховании предусмотрены высокие штрафные санкции
Представление плательщиком в банк платежных поручений на перечисление взносов в Фонд позднее определенного срока их уплаты влечет за собой административную ответственность, установленную ст. 11.54 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Так, неуплата или неполная уплата в установленный срок взносов в Фонд влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей. Например, если сумма таких взносов составила 400,0 млн. руб., то штраф обойдется плательщику в 80,0 млн. руб.