Условия и особенности освобождения от таможенных платежей технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему
Решение КТС № 130 и Декрет № 10 в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему предусматривают следующие льготы (см. табл. 1):
Такой порядок согласования определен постановлением Совета Министров РБ от 06.08.2011 № 1058 "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4" (далее – постановление № 1058). Им утверждены 4 положения. Среди них, в частности, Положение о порядке согласования перечня технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), ввозимого инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для использования на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь.
Действующий порядок предусматривает, что согласование вышеуказанного перечня товаров осуществляется следующими согласующими органами (см. табл. 2)
Таблица 2
Обратим внимание, что представляемый для согласования перечень должен содержать:
– наименование инвестиционного договора с Республикой Беларусь и дату его заключения;
– наименование объекта, предусмотренного в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь, для которого ввозится технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему);
– полное наименование и учетный номер плательщика заявителя (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или фамилия, собственное имя, отчество и гражданство заявителя (для физических лиц);
– реквизиты внешнеторгового контракта;
– наименование ввозимого технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) согласно внешнеторговому контракту, количество и общая стоимость.
При этом перечень товаров должен быть согласован организацией, осуществляющей (осуществившей) разработку проектно-сметной документации на объект, предусмотренный в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь, либо организацией, осуществившей в соответствии с нормативными техническими документами согласование технической документации на ремонт и замену, установку (монтаж) технологического оборудования, машин и агрегатов в случае, если не требуется осуществления общестроительных работ.
– о наименовании, количестве, стоимости ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему;
– лицах, осуществляющих их ввоз;
– реквизитах внешнеэкономических контрактов;
– наименовании инвестиционных проектов;
– выполнении условий, предусмотренных международными обязательствами РБ (для целей освобождения от таможенных пошлин).
Условия и особенности освобожденияот таможенных платежей сырья и материалов
Освобождение таких товаров от ввозных таможенных пошлин предусмотрено в Решении КТС № 130. Так, указанная льгота предоставляется в отношении сырья и материалов:
– если они не производятся (либо производятся в недостаточном для реализации инвестиционного проекта количестве) в государствах – участниках Таможенного союза;
– если производимые в государствах – участниках Таможенного союза сырье и (или) материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.
Действие Декрета № 10 на указанные товары не распространяется, однако, как правило, в их отношении применяются положения иных нормативных правовых актов РБ, предусматривающих получение льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых для реализации определенных инвестиционных проектов.
В частности, Указом Президента РБ от 01.10.2012 № 449 "О некоторых вопросах организации производства мелованных и немелованных видов картона" предусмотрена реализация в 2012–2017 гг. инвестиционного проекта "Техническое переоснащение филиала "Добрушская бумажная фабрика "Герой труда" ОАО "Управляющая компания холдинга "Белорусские обои" с организацией производства мелованных и немелованных видов картона. Им же предусмотрено, что в 2012–2015 гг. сырье и материалы, ввозимые на территорию Республики Беларусь исключительно для использования на территории данной республики в целях реализации этого инвестиционного проекта, освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами (при соблюдении условий предоставления тарифных льгот, предусмотренных нормативно-правовой базой Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, т.е. Решением КТС № 130) и НДС, взимаемыми таможенными органами.
Основанием для применения такого освобождения является заключение Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности о назначении ввозимых сырья и материалов исключительно для использования на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта с указанием сведений об их наименовании, количестве, стоимости, реквизитах внешнеэкономических контрактов, в соответствии с которыми осуществляется ввоз этих сырья и материалов на территорию Республики Беларусь, а для целей освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин – также подтверждение о выполнении условий, установленных нормативно-правовой базой Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.
Подобные положения содержит и другой нормативный правовой акт – Указ № 253. Им предусмотрено, что сырье и материалы, ввозимые на территорию Республики Беларусь для использования исключительно в Беларуси в целях реализации инвестиционных проектов в границах Китайско-Белорусского индустриального парка, включая строительство и оснащение объектов парка, освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и НДС, взимаемыми таможенными органами.
Установлено, что такое освобождение предоставляется на основании заключения администрации Китайско-Белорусского индустриального парка и должно содержать сведения о наименовании, количестве, стоимости ввозимого сырья и материалов; о лицах, осуществляющих их ввоз, и т.д. (см. "Справочно").
Особенности таможенного декларирования товаров
Решения КТС от 20.05.2010 № 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" и от 14.10.2010 № 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций", а также постановление ГТК РБ от 24.12.2010 № 48 "О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений,заявленных в декларации на товары" предусматривают, что при декларировании рассматриваемых товаров должны быть соблюдены следующие требования:
1) в гр. 36 "Преференция" декларации следует указать соответствующие коды согласно Классификатору льгот по уплате таможенных платежей. Для рассматриваемых товаров на второй позиции должен быть указан код "ИП", а на четвертой – "ИД".
"ИП" – освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства – члена Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства – члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства – члена Таможенного союза;
"ИД" – освобождение от уплаты НДС в отношении оборудования и запасных частей к нему, предназначенных для реализации инвестиционных проектов, реализуемых в рамках заключенных инвестиционных договоров между инвестором и Республикой Беларусь;
– под кодом 07011 – наименование, номер, дата, срок действия нормативного правового акта, которым предусмотрена льгота, а также кода вида платежа (2010 – ввозная таможенная пошлина; 5010 – НДС);
– под кодом 07012 – наименование, номер, дата, срок действия документа, которым подтверждается право на льготу (таким документом будет являться, как правило, вышерассмотренные перечень, заключение о назначении и пр.), а также код вида платежа.
Постановлением ГТК РБ от 03.05.2013 № 14 (далее – постановление № 14) также предусмотрено указание кода "дополнительная информация о вышеуказанных документах "ХХХХХХ", где: элементы 1–3 – код дополнительной информации о документах в соответствии с Классификатором кодов дополнительной информации о документах, элементы 4–6 – нули.
3) в гр. 47 "Исчисление платежей" должно быть произведено условное исчисление платежей.
Это производится в следующем порядке:
* Код "УН" означает, что производится условное исчисление платежа, освобождение от которого предусмотрено актами таможенного законодательства Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.
** Код "УМ" означает, что платеж не уплачивается либо уплачивается в меньшем размере.
Ограничения целевого использования товаров
Освобождение рассматриваемых товаров от ввозных таможенных пошлин, налогов связано с реализацией определенного инвестиционного проекта. Соответственно такие товары являются условно выпущенными. Так, условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых, в частности, предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами (ст. 200 ТК ТС*).
Данный статус предполагает, что такого рода товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот. Они сохраняют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.
Рассматриваемые товары считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств – членов Таможенного союза. В отношении данных товаров такая обязанность прекращается, в частности, по истечении 5 лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ст. 211 ТК ТС). Следовательно, вышеуказанное ограничение о целевом использовании действует фактически в течение 5 лет.
Отметим, что существуют и иные основания для прекращения указанной обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. В частности, такая обязанность прекращается при помещении товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения, а также реэкспорта.
В случае нецелевого использования товаров в течение вышеуказанного срока использованная льгота должна быть возмещена в следующие сроки:
– в случае отказа от использования льгот – до внесения в таможенную декларацию, поданную для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, изменений в части отказа от использования льгот;
– в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению ими или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот, – в первый день совершения указанных действий, а если такой день не установлен – в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.