Технические регламенты Республики Беларусь
Технический регламент Республики Беларусь – это технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования. Он устанавливает непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг (ст. 1 Закона РБ от 05.01.2004 № 262-З"О техническом нормировании и стандартизации").
Кроме того, указанный документ должен содержать исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.
Технические регламенты являются документами, обязательными для исполнения, в отличие от государственных стандартов, которые применяются в Республике Беларусь на добровольной основе.
Технические регламенты также могут содержать (и, как правило, содержат):
– правила и формы подтверждения соответствия продукции и других объектов, на которые распространяются требования технических регламентов (например, обязательная сертификация, декларирование соответствия и т.п.);
– правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия.
Технические регламенты не должны регулировать потребительские характеристики (качество) товара. Однако маркировка товара в отношении качества товара может быть предметом регулирования в техническом регламенте с целью предупреждения введения в заблуждение потребителей недобросовестными изготовителями либо продавцами.
Технические регламенты в республике утверждают соответствующие постановления Правительства.
В 2009 г. Советом Министров была утверждена программа разработки технических регламентов Республики Беларусь, включающая 33 регламента. Однако были разработаны только отдельные регламенты, а действие некоторых регламентов было приостановлено, поскольку в этот период начали быстро развиваться процессы технического регулирования в рамках Таможенного союза, ориентированные на разработку и применение технических регламентов Таможенного союза. При введении таких регламентов в силу национальное законодательство в области технического регулирования по соответствующим объектам должно отменяться. Это предусмотрено нормами подписанных соглашений в рамках Таможенного союза.
Тем не менее ряд технических регламентов Республики Беларусь продолжает действовать, поскольку технические регламенты Таможенного союза в этой сфере деятельности пока не разработаны.
Например, обязательные требования к продукции и процедурам ее сертификации и декларирования соответствия в Республике Беларусь регулируются национальными техническими регламентами в отношении ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок, программ и программно-технических средств в области банковских технологий, строительных материалов и изделий и некоторых других объектов.
Технические регламенты Таможенного союза
Правовой основой для перехода на единые требования к продукции и выпуску ее в обращение на территории Таможенного союза (включая территорию Республики Беларусь) является Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, подписанное 18 ноября 2010 г. (далее – Соглашение).
Справочно: Соглашение ратифицировано Законом РБ от 28.12.2010 № 218-З и вступило в силу на территории Беларуси с 1 января 2012 г.
Под ТР ТС следует понимать документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (ст. 1 Соглашения).
ТР ТС имеют прямое действие на всей территории Таможенного союза, и их невыполнение влечет ответственность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством сторон.
Справочно: в Таможенном союзе пока отсутствует единое законодательство об ответственности за нарушения в области технического регулирования.
Продукция, соответствующая требованиям ТР ТС, прошедшая предусмотренные процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории одного из государств – членов Таможенного союза, допускается к обращению на всей территории Таможенного союза без предъявления к ней либо к процедурам ее оценки (подтверждения) соответствия дополнительных требований со стороны любого из государств – членов Таможенного союза.
Соглашение также:
– ограничило перечень показателей, вводимых в качестве обязательных, которые устанавливаются через принятие ТР ТС;
– запретило вводить на национальном уровне иные обязательные требования к такой продукции.
Так, ТР ТС могут регулировать требования, исключительно связанные с защитой жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей среды, предупреждением введения в заблуждение потребителей, обеспечением энергоэффективности продукции и ресурсосбережением.
Таким образом, если ранее обязательные требования к одной и той же продукции могли утверждаться в каждом из государств различными ведомствами, каждое из которых требовало выполнения им установленных процедур оценки и подтверждения соответствия продукции независимо от других ведомств, то при введении ТР ТС необходимо руководствоваться только требованиями и процедурами оценки, указанными в соответствующем техническом регламенте.
Указанные положения является безусловным плюсом для ведения бизнеса и межгосударственной торговли, так как исключают необходимость учитывать требования к продукции каждого из государств и получать разрешительные документы на право реализации продукции отдельно в каждом государстве (нередко в различных ведомствах).
Справочно: в настоящее время вопросы, связанные с разработкой технических регламентов Таможенного союза, определяются Положением о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 № 48.
Первый ТР ТС был введен в действие с 15 февраля 2012 г. Это ТР ТС 006/2011 "О безопасности пиротехнических изделий".
Далее были введены:
– с 1 июня 2012 г. – ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты";
– с 1 июля 2012 г. – ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек", ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (всего 5 регламентов);
– с 31 декабря 2012 г. – ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту";
– с 15 февраля 2013 г. – ТР ТС 016/2011 "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе", ТР ТС 012/2011 "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", ТР ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств" (всего 6 регламентов).
С 1 июля 2013 г. также будет введен в действие ряд ТР ТС, касающихся пищевой отрасли, в т.ч. ТР ТС "О безопасности пищевой продукции", "Пищевая продукция в части ее маркировки", "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", "Технический регламент на масложировую продукцию", "О безопасности зерна", "О безопасности отдельных видов специализированной продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".
Всего планируется разработать и ввести в действие более 60 ТР ТС.
Продукция, соответствующая ТР ТС, должна быть промаркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза
Важным моментом, связанным с узнаваемостью на рынке продукции, соответствующей ТР ТС, является введение маркировки такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (далее – единый знак обращения).
Форма и размеры единого знака обращения, а также порядок и правила его применения определены в Положении о едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, утвержденном решением КТС от 15.07.2011 № 711 (далее – Положение).
Форма знака приведена на следующем рисунке.
Процедуры оценки (подтверждения) соответствия
Каждый ТР ТС кроме требований к продукции, как было указано выше, содержит и процедуры оценки (подтверждения) соответствия, которые необходимо выполнить для доказательства соответствия продукции требованиям ТР ТС.
В ТР ТС, как правило, процедуры оценки (подтверждения) соответствия базируются на участии в них третьей стороны, к которой относятся органы по сертификации, уполномоченные органы по регистрации продукции, аккредитованные испытательные лаборатории и иные организации, в которые обязан обратиться изготовитель либо продавец для проведения соответствующих процедур, что безусловно, сказывается на времени выпуска продукции в обращение и конечной стоимости прошедшей процедуры оценки (подтверждения) продукции для потребителя.
В то же время в ряде ТР ТС предусматривается возможность (в основном для изготовителя, имеющего собственную испытательную базу) проведения всех процедур подтверждения соответствия продукции требованиям ТР ТС на основе собственных доказательств без обращения заявителя в сторонние организации.
Например, изготовители кожаных изделий (кроме обуви), декоративных текстильных материалов, мебельных тканей, фетровых и нетканых материалов вправе испытывать их на соответствие требованиям ТР ТС в собственных испытательных лабораториях, в т.ч. необязательно аккредитованных, и оформлять декларации о соответствии продукции на серийный выпуск сроком на 3 года.
В решениях по принятию ряда ТР ТС содержатся и другие переходные периоды, дающие возможность до определенного срока не переходить на выполнение требований вступивших в силу ТР ТС и не маркировать продукцию единым знаком обращения. Эти переходные периоды касаются продукции, которая ранее в государствах – членах Таможенного союза не подлежала обязательной оценке (подтверждению) соответствия. Сроки таких периодов устанавливаются от 6 до 9 месяцев.
Например, по вступившим в силу с 15 февраля 2013 г. ТР ТС решениями Евразийской экономической комиссии от 04.12.2012 № 247–252 установлены указанные переходные периоды до 15 ноября 2013 г. Учитывая, что на большинство видов продукции производственного назначения, на которые распространяются указанные ТР ТС, ранее в Республике Беларусь обязательные процедуры оценки (подтверждения) соответствия не вводились, выполнение требований ТР ТС в отношении такой продукции, реализуемой и применяемой на территории Республики Беларусь, наступает с 15 ноября 2013 г.