Ситуация
Организация включена в Перечень организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в малых и средних городских поселениях, утвержденный Указом Президента РБ от 07.06.2007 № 265 "О Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы" (далее – Указ № 265), которым в 2007–2010 гг. предоставляются льготы по налогам.
В ноябре в организации состоится плановая тематическая налоговая проверка за период 2007 г. – октябрь 2010 г. включительно.
В ходе данного мероприятия будут проверяться следующие вопросы:
1) отражение в учете целевых средств, высвободившихся в результате применения льгот, и использование этих средств;
2) целевое использование высвободившихся средств и правомерность применения льготы по налогу на прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений производственного назначения;
3) правильность вычета уплаченного НДС при расчете за приобретаемые товары средствами целевого назначения.
Проверка субъекта хозяйствования должна проводиться за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года. Такие нормы приведены в п. 13 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Однако встречаются случаи, когда период, за который проводится проверка, 3 годами не ограничивается. К таким случаям, в частности, относится проведение проверки соблюдения бюджетного и налогового законодательства, использования мер государственной поддержки.
Учитывая изложенное, специалисты контролирующих органов вправе проверять вопросы, связанные с применением льгот по Указу № 265, и при проведении проверок по истечении 3 лет с момента окончания их применения.
Справочно: с момента вступления в силу Указа № 265 (с 1 июня 2007 г.) организации, поименованные в Перечне, приведенном в приложении к нему, уплачивают налог на прибыль в размере 50 % ставки, установленной законодательством. Кроме того, организации освобождались от уплаты налога с пользователей автомобильных дорог (налог отменен с 1 января 2009 г.) и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (сбор отменен с 1 января 2010 г.).
Последние изменения в Указ № 265 внесены Указом Президента РБ от 30.04.2010 № 208: уточнены перечень и названия организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в малых и средних городских поселениях, которым до 2011 г. предоставляются льготы по налогу на прибыль.
Высвобождаемые в соответствии с Указом № 265 средства имеют целевое назначение
Налоговые органы проверят порядок отражения высвободившихся средств в бухгалтерском учете, а также источники финансирования, предусмотренные бизнес-планами организаций для тех или иных мероприятий.
Проверяющие будут руководствоваться:
– Указом № 265;
– совместным письмом МНС и Минфина РБ от 01.08.2007 № 2-2-27/505 и № 05-1-24/8296 (далее – совместное письмо);
– Инструкцией о порядке отражения в бухгалтерском учете средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.03.2008 № 38 (далее – Инструкция № 38);
– бизнес-планами организаций.
Специалисты налоговых органов проверят:
– исчисление налога с пользователей автомобильных дорог и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
– отражение высвободившихся средств в бухгалтерском учете;
– направления использования данных средств в соответствии с бизнес-планами.
Высвободившиеся средства и операции по их направлению необходимо отражать в учете одновременно
Высвобождаемые в соответствии с Указом № 265 средства остаются в распоряжении организаций и должны направляться ими на выполнение основных показателей, предусмотренных бизнес-планами и программами социально-экономического развития малых и средних городских поселений, в которых они расположены (п. 3 Указа № 265, в ред. Указа от 23.01.2009 № 51).
МНС и Минфин РБ совместным письмом установили порядок отражения высвобождаемых средств в бухгалтерском учете.
Выход совместного письма был обусловлен следующими обстоятельствами:
– несмотря на вступление в силу Указа № 51 с 1 февраля 2009 г., в первоначальной редакции Указа № 265 не было прямой нормы, указывающей на необходимость целевого использования высвобождаемых средств;
– такая норма изначально вытекала из п. 5 Указа № 265.
В совместном письме сказано, что налог с пользователей автомобильных дорог и сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки организации должны были исчислять, но в бюджет не уплачивать.
Высвобождаемые средства в бухгалтерском учете должны отражаться записью:
Д-т 68 (по соответствующим субсчетам по учету налогов) – К-т 86.
Использование сумм налоговых льгот по целевому назначению в бухгалтерском учете необходимо отражать так:
Д-т 86 – К-т 83.
Позднее общий порядок отражения в бухгалтерском учете организациями начисления и использования средств, высвобождаемых в результате предоставления льгот по уплате налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законами и (или) актами Президента РБ, установлен Инструкцией № 38.
В бухгалтерском учете хозяйственные операции, связанные с направлением средств целевого финансирования на приобретение (создание) и модернизацию основных средств и нематериальных активов, на приобретение сырья и материалов (пополнение производственных запасов), товаров, увеличение объемов конкурентоспособной продукции и другие аналогичные направления, принятием на бухгалтерский учет объектов в качестве основных средств и нематериальных активов, списанием стоимости материальных ценностей, использованных на производство продукции, товаров, работ и услуг, отражаются на соответствующих счетах с одновременным отражением использования средств целевого финансирования (п. 38 Инструкции № 38).
Таким образом, в бухгалтерском учете использование высвободившихся средств необходимо показывать одновременно с отражением хозяйственных операций по конкретному направлению этих средств на те или иные цели.
Пример
Средства целевого финансирования в соответствии с бизнес-планом направляются на приобретение сырья и материалов (пополнение производственных запасов).
В учете необходимо сделать записи (цифры условные):
Д-т 68 – К-т 86 – 30 000 тыс. руб.
– на сумму средств, высвободившихся в результате льготы;
Д-т 10 – К-т 60 – 25 000 тыс. руб.
– на стоимость приобретенного сырья за счет средств целевого назначения;
Д-т 18 – К-т 60 – 4 500 тыс. руб.
– на сумму НДС, предъявленного поставщиком сырья;
Д-т 20 – К-т 10 – 25 000 тыс. руб.
– на стоимость сырья, использованного в процессе производства продукции
и одновременно:
Д-т 86 – К-т 18 – 4 500 тыс. руб.
– списывается за счет целевых средств сумма уплаченного НДС;
Д-т 86 – К-т 83 – 25 000 тыс. руб.
– на сумму использованных средств целевого назначения.
Высвободившиеся средства должны направляться на выполнение основных показателей, предусмотренных бизнес-планом развития организации
Высвобождаемые в соответствии с Указом № 265 средства остаются в распоряжении организаций и направляются на выполнение основных показателей, предусмотренных бизнес-планами и программами социально-экономического развития малых и средних городских поселений, в которых они расположены.
Необходимость наличия у коммерческих организаций бизнес-планов их развития установлена постановлением Совета Министров РБ от 08.08.2005 № 873, которым утверждено Положение о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов и возложена персональная ответственность за их отсутствие на руководителей коммерческих организаций.
Одним из основных разделов бизнес-плана является раздел "Инвестиционный и инновационный план". В нем приводятся краткая характеристика инвестиционных проектов, реализация которых будет продолжена или начата в планируемом периоде, результаты реализации проекта (выпуск новой продукции, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, снижение энерго- и материалоемкости продукции, замена активной части основных производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий и иные результаты), описание основных средств, планируемых к приобретению.
Важным моментом в этом разделе являются определение и обоснование источников финансирования всех намеченных инвестиционных мероприятий. Использование источников финансирования и считается объектом налогового контроля.
При привлечении в качестве источников финансирования кредитов банков, мер государственной поддержки указываются имеющиеся кредитные соглашения, решения органов государственного управления, Правительства и Президента РБ.
Состав основных показателей бизнес-плана определен п. 23 Рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческой организации на год, утвержденных постановлением Минэкономики РБ от 30.10.2006 № 186 (в ред. постановления от 30.10.2007 № 190).
Среди основных показателей, в частности, предусматриваются:
– среднемесячная заработная плата одного работающего;
– коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на планируемый период;
– инвестиции в основной капитал (в т.ч. в создание основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности);
– источники инвестиций в основной капитал (собственные средства, заемные средства, бюджетные средства и пр.).
Таким образом, высвободившиеся по Указу № 265 средства могут быть направлены организацией на любые цели, связанные с выполнением основных показателей, предусмотренных бизнес-планом ее развития.
Использованные высвободившиеся средства должны быть отражены в учете в соответствии с совместном письмом и Инструкцией № 38.
(Окончание следует.)