С 1 января 2012 г. вступило в силу постановление Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161). Им отменено действие Временного республиканского классификатора амортизуемых основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186 и действовавшего с 2001 г. (далее – Временный классификатор).
Какие моменты следует учесть при использовании нормативных сроков службы объектов основных средств и начислении амортизации по ним при переходе на новый классификатор, разъясняет автор в данном материале, предлагаемом вниманию читателей.
Постановление № 161 вступило в силу с 1 января 2012 г. С этой же даты Временный классификатор был признан утратившим силу.
Вместе с тем до 1 января 2012 г. Временный классификатор являлся основным документом, определяющим классификацию основных средств. Соответственно, отчетность по основным средствам за 2011 г. должна была базироваться только на использовании норм Временного классификатора, а не постановления № 161.
Переход к применению постановления № 161 следует осуществить с 1 января 2012 г. (в случае принятия организацией решения о его применении к объектам основных средств, которые на 1 января 2012 г. уже числились в бухгалтерском учете).
Организация приняла решение перейти с 1 января 2012 г. на использование нормативных сроков службы в соответствии с постановлением № 161.
Какие существуют варианты действий организации при пересмотре нормативных сроков службы и сроков полезного использования при переходе к применению указанного нормативного документа?
Организациям предоставлено право (не обязанность) по объектам основных средств, которые на 1 января 2012 г. уже числились в бухгалтерском учете в составе основных средств, перейти к использованию нормативных сроков службы и группировки (шифров) основных средств, установленных постановлением № 161 (подп. 2.1 п. 2 постановления № 161).
Организации, принявшей подобное решение, следует:
1) проанализировать состав основных средств, сопоставить их распределение по конкретным группам (подгруппам, шифрам) в соответствии с Временным классификатором и постановлением № 161;
2) сопоставить нормативные сроки службы, содержащиеся в двух вышеуказанных документах, для каждого конкретного объекта;
3) обратить внимание на срок полезного использования, принятый организаций для каждого объекта.
При этом могут существовать следующие случаи:
1) нормативный срок службы по постановлению № 161 совпадает со сроком, предусмотренным ранее Временным классификатором;
2) нормативный срок службы изменился (в сторону увеличения либо в сторону уменьшения). При этом ранее установленный срок полезного использования находится в рамках нового диапазона срока полезного использования, установленного на базе изменившегося нормативного срока службы;
3) нормативный срок службы изменился (в сторону увеличения либо в сторону уменьшения), но ранее определенный срок полезного использования выходит за пределы нового диапазона срока полезного использования, определенного на базе изменившегося нормативного срока службы.
Организации необходимо во всех рассматриваемых ситуациях отразить новый нормативный срок службы в документах по учету основных средств.
При этом она может сохранить срок полезного использования, ранее определенный ею, если он находится в рамках нового диапазона срока полезного использования, установленного на базе изменившегося нормативного срока службы.
Пример 1
В организации числится объект основных средств, нормативный срок по которому по нормам Временного классификатора составлял 7 лет, а срок полезного использования, принятый организацией при принятии объекта к учету, – 5 лет.
Новый нормативный срок службы данного объекта согласно постановлению № 161 составляет 5 лет.
Срок полезного использования, который организация имеет право установить по отношению к такому объекту в соответствии с нормативным сроком, предусмотренным постановлением № 161, находится в диапазоне от 2,5 до 7,5 лет. Ранее определенный срок полезного использования (5 лет) по-прежнему находится в пределах нового диапазона, и организация вправе продолжить применять его при начислении амортизации после перехода к использованию положений постановления № 161.
Если ранее определенный срок полезного использования выходит за пределы нового диапазона срока полезного использования, установленного на базе изменившегося нормативного срока службы, организация должна пересмотреть как нормативный срок, так и срок полезного использования и начислять амортизацию исходя из недоамортизированной стоимости и остаточного срока полезного использования.
Пример 2
В организации числится объект основных средств, нормативный срок по которому в соответствии с Временным классификатором составлял 7 лет, а срок полезного использования, установленный организацией, – 9 лет.
Новый нормативный срок службы согласно постановлению № 161 снижен до 5 лет.
Срок полезного использования, который организация имеет право установить по отношению к такому объекту в соответствии с уточненным нормативным сроком, находится в диапазоне от 2,5 до 7,5 лет. Ранее определенный срок полезного использования (9 лет) выходит за рамки нового диапазона, и поэтому организации следует пересмотреть его в сторону сокращения.
По торговому оборудованию, нормативный срок службы которого в соответствии с Временным классификатором составляет 8 лет, постановлением № 161 нормативный срок службы снижен до 5 лет. Организация применяет сроки полезного использования, равные нормативным. При этом срок фактической эксплуатации по отдельным объектам торгового оборудования составляет уже 5 лет и более.
Исходя из какого срока необходимо начислять амортизацию по такому оборудованию после перехода к использованию положений постановления № 161?
Рассматриваемый случай, когда срок фактической эксплуатации основного средства (торгового оборудования) превышает нормативный срок службы, который необходимо установить при переходе к применению постановления № 161 (5 лет), законодательством не оговорен.
В данной ситуации можно провести аналогию с применением п. 18 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
Справочно: по объектам, ранее находившимся в эксплуатации, если срок фактического использования объекта на дату приобретения окажется равным или более соответствующего значения, приведенного в классификации амортизируемых основных средств, комиссия организации по амортизационной политике (далее – комиссия организации) вправе определить в целях амортизации уплаченной стоимости приобретенного объекта основных средств нормативный срок службы самостоятельно с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов не менее 1 года (п. 18 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, при переходе к применению нормативных сроков службы в соответствии с постановлением № 161 комиссия организации может принять решение об установлении срока полезного использования торгового оборудования, срок фактической эксплуатации которого равен или превышает 5 лет, исходя из технического состояния каждого объекта не менее 1 года.
При постановке на учет оборудования срок его полезного использования был установлен комиссией организации равным нормативному сроку без применения диапазонов, определенных в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6.
Возникают следующие вопросы:
Может ли организация с 1 января 2012 г. пересмотреть срок полезного использования оборудования в сторону уменьшения?
Может.
Инструкция № 37/18/6 предусматривает возможность пересмотра нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования в ограниченных случаях, которые определены в п. 24 данного документа.
Среди указанных случаев предусмотрен и пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра.
При изменении порядка начисления амортизации вне зависимости от причин такого изменения базой для расчета амортизационных отчислений является недоамортизированная стоимость объекта. Расчет амортизации производят исходя из остаточного нормативного срока службы/остаточного срока полезного использования объекта (за исключением производительного способа ее начисления) (п. 66 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, срок полезного использования, в т.ч. ранее установленный равным нормативному, может быть пересмотренс 1 января 2012 г. в т.ч. в сторону уменьшения по решению комиссии организации с начала отчетного года, если эта возможность предусмотрена учетной политикой организации, без выполнения каких-либо дополнительных условий (модернизация, реконструкция, ухудшение условий производства и т.п.).
Пересчитывают ли амортизацию за период эксплуатации объекта до момента пересмотра исходя из нового срока полезногоиспользования?
Не пересчитывают.
Суммы амортизации, ранее начисленные по объекту до момента пересмотра срока полезного использования, не пересчитывают, а в дальнейшем амортизацию рассчитывают исходя из остаточной (недоамортизированной) стоимости и остаточного срока полезного использования объекта, определенного исходя из срока полезного использования с учетом его пересмотра.