Форму торговли определяет способ продажи товаров
Определение понятий применения форм розничной торговли в Республике Беларусь содержится в Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Минторга Республики Беларусь от 26.06.2014 № 25 (далее – Инструкция № 25). Способ организации торгово-технологического процесса зависит от вида торгового объекта, приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товаров, и определяет ее форму.
Справочно: в настоящее время самостоятельно выделены следующие формы торговли:
– комиссионная торговля;
– торговля в стационарных торговых объектах;
– торговля в нестационарных торговых объектах;
– торговля без (вне) торговых объектов;
– торговля по образцам;
– развозная торговля;
– торговля на ярмарках;
– торговля на аукционах;
30 сентября 2016 г. совместным решением МАРТ, Минкультуры и Минстройархитектуры Республики Беларусь согласованы Рекомендации по организации и размещению передвижных средств развозной и разносной торговли, нестационарных объектов |*| общественного питания, летних площадок (продолжение зала), прилегающих к зданиям и сооружениям, в помещениях которых располагается объект общественного питания (далее – Рекомендации).
* Дополнительная информация об организации работы нестационарных торговых объектов
Применение на практике Рекомендаций позволит:
– обеспечить единые подходы к организации, размещению, оформлению и оборудованию передвижных средств развозной и разносной торговли, нестационарных объектов общественного питания, летних площадок, прилегающих к зданиям и сооружениям, в помещениях которых располагается объект общественного питания;
– сформировать комплексный подход по использованию территорий в исторических застройках при размещении объектов, летних площадок;
– создать туристическую привлекательность городов с исторической застройкой на основе показа объектов наследия.
Внимание! Рекомендации подлежат применению:
– городскими, Минским городским, районными исполкомами, администрациями районов г. Минска;
– субъектами хозяйствования, осуществляющими розничную торговлю с использованием передвижных средств развозной и разносной торговли на территории населенных пунктов вне капитальных зданий, строений, сооружений, в местах проведения массовых мероприятий, зонах отдыха населения, зонах действия открытых ледовых и спортивных площадок, а также на территории рынков и др.; общественное питание в нестационарных объектах общественного питания, летних площадках.
Рекомендации не распространяют свое действие на субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю с использованием передвижных средств развозной и разносной торговли на территории населенных пунктов вне капитальных зданий, строений, сооружений, общественное питание в нестационарных объектах общественного питания, организуемых на краткосрочный период (праздник города, торговля в новогодние и рождественские праздники, школьные базары и т.п.) в соответствии с решениями городских, Минского городского, районных исполкомов, администраций районов г. Минска.
Особенности организации и размещения передвижных средств развозной и разносной торговли, нестационарных объектов общественного питания
Объекты торговли и общественного питания на землях общего пользования населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, находящихся в государственной собственности, должны размещаться в соответствии с перечнями мест размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания, разрабатываемых и утверждаемых городскими (включая Минский городской), районными исполкомами.
Справочно: объекты на предоставленных в аренду земельных участках размещаются по согласованию с их землепользователями в установленном законодательством порядке.
Место (места) размещения передвижных средств развозной и разносной торговли, нестационарных объектов общественного питания с учетом формата (типа) объекта и ассортимента предполагаемых к продаже товаров, продукции общественного питания, наличия иных действующих торговых объектов, объектов общественного питания, субъект хозяйствования определяет самостоятельно. Размещение объектов возможно на территориях, прилегающих к стационарным торговым объектам, объектам общественного питания, на открытых площадках с покрытием, расположенных вне стационарных торговых объектов, объектов общественного питания.
Передвижные средства развозной и разносной торговли размещаются:
– в зонах жилой застройки микрорайонов населенных пунктов;
– местах основных потоков движения пешеходов;
– местах проведения массовых мероприятий;
– зонах отдыха населения;
– зонах действия открытых ледовых и спортивных площадок;
– на территории рынков и др.
Предоставление землепользователями в аренду открытых площадок с покрытием или их частей, расположенных на земельных участках, для размещения объектов возможно в случае, если использование такой площадки не препятствует использованию земельного участка по его целевому назначению.
Торгуете в нестационарных торговых объектах – внесите сведения в Торговый реестр
Субъекты торговли вправе осуществлять торговлю в нестационарных торговых объектах, субъекты общественного питания – общественное питание в нестационарных объектах общественного питания со дня внесения сведений об этих субъектах в Торговый реестр |*| и согласования его режима работы.
* Информация о требованиях, предъявляемых к формированию Торгового реестра
Справочно: заявление для включения сведений в Торговый реестр должно быть направлено в городские, Минский городской, районные исполкомы, администрации районов г. Минска по месту нахождения объекта. Формат (тип) объекта при заполнении заявления субъект хозяйствования определяет самостоятельно в соответствии с Инструкцией № 25 и Инструкцией о порядке классификации объектов общественного питания по типам и классам, установлении критериев отнесения объектов общественного питания к классам и подразделения их на типы, утвержденной постановлением Минторга Республики Беларусь от 29.07.2014 № 29.
Внешний вид объекта согласовывают территориальные подразделения архитектуры и градостроительства городских, Минского городского, районных исполкомов, администраций районов г. Минска. При размещении объекта на территории историко-культурной ценности необходимо дополнительное согласование с Минкультуры Республики Беларусь.
Наружная реклама, размещаемая на зонтах, навесах, тентах, роллетах, ограждениях, используемых при организации работы объекта, должна соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь о рекламе. Для размещения наружной рекламы на таких средствах получение паспорта средства наружной рекламы не требуется.
По окончании функционирования объект подлежит демонтажу.
Размещаете летние площадки – согласуйте
Для размещения летней площадки субъекты хозяйствования должны обеспечить следующие требования:
1) обратиться за согласованием ее внешнего вида в территориальные подразделения архитектуры и градостроительства городских, Минского городского, районных исполкомов, администраций районов г. Минска с представлением цветного решения дизайн-проекта конструкции летней площадки с привязкой к местности, с указанием технической базы объекта, включающий устройство элементов освещения, ограждения, малых архитектурных форм, цветников и т.д.;
2) в случае размещения летней площадки на территории, прилегающей к объектам, относящимся к историко-культурным ценностям, до обращения в соответствующую службу городских, Минского городского, районных исполкомов, администраций районов г. Минска, необходимо обратиться за согласованием в Минкультуры Республики Беларусь с представлением следующих материалов:
– схемы размещения летней площадки;
– плана летней площадки с размерами занимаемой территории и привязками к местности;
– фотографии фасада здания, возле которого планируется устройство летней площадки;
– фотомонтажа (схемой) фрагмента фасада, вдоль которого предлагается разместить летнюю площадку с цветовым решением;
– фотомонтажа здания (целиком) с предлагаемой летней площадкой;
– эскиза рекламы и места ее размещения на элементах и конструкциях летней площадки;
– эскиза подсветки в ночное время;
– эскиза рекламных надписей на поверхности навесов (маркизов, зонтов, тентов и др.) на элементах летней площадки;
3) заключить договор на право временного пользования площадкой с покрытием в случае размещения летней площадки на земельном участке, находящемся в коммунальной собственности.
Внимание! При отсутствии изменения согласованного дизайн-проекта летней площадки, обеспечении соблюдения установленных требований, предъявляемых к ее организации, дополнительные (ежегодные) согласования со структурными подразделениями органов государственного управления не требуются. Сведения о размещении на территории населенного пункта летней площадки в Торговый реестр не вносятся.
Размещение и обустройство летних площадок обеспечивают выполнение следующих требований:
1) использование конструкций открытого (полуоткрытого) типа с применением оборудования в виде зонтов и их комбинаций, открытых навесов, тентов, пристенных маркизов, выносной мебели, ограждений не выше 1,5 м, цветочного оформления в виде цветов и зеленых насаждений в кадках, ящиках, кашпо, элементов вертикального озеленения, осветительных и отопительных приборов и т.п.
Высота устраиваемого тентового навеса, зонтов и других элементов перекрытия не должна превышать высоту 1-го этажа здания.
При размещении нескольких летних площадок при стационарных объектах общественного питания, принадлежащих разным субъектам хозяйствования, но расположенных в одном здании, конструкции летних площадок должны быть выполнены в едином архитектурно-художественном стиле. Высота ограждений и высота элементов креплений навесов должны находиться на одном уровне.
Справочно: для летних площадок, устанавливаемых на внутриквартальных (внутридворовых) территориях городов и населенных пунктов и сохраняемых в течение года, допускается применение иного оборудования соответствующего качества (модульных и быстровозводимых конструкций – палаток, павильонов и др.);
2) монтаж, а также иные технические решения обустройства не должны наносить ущерб фасадам рядом расположенных зданий;
3) наружная реклама, размещаемая на зонтах, навесах, тентах, роллетах, ограждениях, используемых при организации работы, должна соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь о рекламе (получение паспорта средства наружной рекламы в этом случае не требуется);
4) режим работы летней площадки должен быть установлен в пределах режима работы объекта общественного питания, к которому прилегает летняя площадка.
Важно! Недопустима организация летних площадок в следующих случаях:
– размещение летних площадок, в т.ч. на газонах, цветниках, площадках для отдыха, без согласования городских, Минского городского, районного исполкома, администраций районов г. Минска;
– размещение летних площадок на тротуарах и площадках, если свободная ширина прохода от крайних элементов конструкции летней площадки до края проезжей части составляет менее 1,8 м;
– обустройство летних площадок с использованием сборно-разборных ограждающих конструкций, которые частично или полностью перекрывают существующие архитектурные и декоративные элементы историко-культурных ценностей;
– использование кирпича, строительных блоков и железобетонных плит;
– заглубление конструкций, оборудования и ограждения;
– прокладка подземных инженерных коммуникаций и проведение строительно-монтажных работ;
– заполнение пространства между элементами конструкций при помощи оконных и дверных блоков (рамное остекление), сплошных металлических панелей, сайдинг панелей;
– использование для облицовки конструкции летней площадки и навеса полиэтиленового пленочного покрытия, черепицы, металлочерепицы, металла, а также рубероида, асбестоцементных плит;
– обустройство летних площадок на территориях, прилегающих к историко-культурным ценностям, должно осуществляться с соблюдением положений законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия.
Согласованные в соответствии с Рекомендациями летние площадки могут функционировать в течение всего года на основании уведомления субъектов хозяйствования, которое представляется на бумажном носителе путем личного обращения либо по почте или может быть направлено в электронном виде в городские, Минский городской, районные исполкомы, администрации районов г. Минска. При размещении летней площадки на территории, прилегающей к объектам, относящимся к историко-культурным ценностям, необходимо дополнительно согласовывать данный вопрос с Минкультуры Республики Беларусь.