– Константин Викторович, наши читатели наверняка знают о Центре, даже если в нем еще не обучались. Думаю, стоит рассказать и о его истории.
– 17 сентября 1974 г. был издан приказ по Министерству финансов Белорусской ССР об организации постоянно действующих курсов в целях дальнейшего улучшения экономической подготовки руководящих кадров и специалистов финансовых и страховых органов, контрольно-ревизионного аппарата других ведомств.
Для курсов выделили один учебный кабинет в финансово-экономическом техникуме и 30 мест в общежитии.
Созданию Центра как современного учреждения дополнительного образования взрослых способствовало решение руководства Министерства финансов о предоставлении в оперативное управление помещений в здании на ул. Пугачевской, 6, и общежития на ул. Кульман, 23. Так в 2009 г. началась «новейшая» история Центра. Постепенно совершенствовалась инфраструктура, расширялся перечень образовательных программ, росло количество слушателей.
– Чем Центр располагает сегодня?
– Сегодня в Центре 15 аудиторий, компьютерные классы, конференц-зал, кафетерий, общежитие для проживания 204 слушателей в одно- и двухместных номерах и блоках улучшенной комфортности.
За последние 10 лет количество слушателей увеличилось в 5,5 раза; обучение, тестирование прошли более 65 000 человек.
Слушатели ценят комфортные условия обучения в Центре и в целом образовательную среду, позволяющую им делиться своими знаниями, опытом, идеями.
Центр обеспечивает регулярное обновление, актуализацию учебных программ, имеющих практическую направленность, возможность получения слушателями новейшей информации непосредственно от разработчиков нормативных правовых актов.
– Кто преподает в Центре?
– Своих штатных преподавателей в Центре нет. В учебном процессе участвуют более 350 приглашенных специалистов, в т.ч. из органов государственного управления, ведущие отечественные и зарубежные ученые, наиболее опытные преподаватели вузов, работники аудиторских компаний. Каждый из них проводит занятия только по тому предмету, который знает досконально. Это главный подход к преподаванию в Центре.
Анкетирование слушателей позволяет контролировать все аспекты обучения. Изучив анкеты, мы сразу же знакомим наших преподавателей со всеми замечаниями и вносим необходимые поправки в учебный процесс.
– Кто и чему обучается в Центре?
– Основные направления деятельности Центра – реализация образовательных программ повышения квалификации и тематических семинаров для работников аппарата Министерства финансов, специалистов территориальных и местных финансовых органов; специалистов инспекций Министерства по налогам и сборам.
Также слушателями являются руководящие работники и специалисты организаций всех форм собственности по направлениям:
– бухгалтерский учет и отчетность;
– налогообложение;
– аудиторская деятельность;
– фондовый рынок;
– страховая деятельность;
– современные информационные технологии;
– контрольно-аналитическая деятельность;
– финансы для руководителей;
– корпоративное управление;
– деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
– подготовка к национальной сертификации профессиональных бухгалтеров, аудиторов, налоговых консультантов, специалистов рынка ценных бумаг.
По заявкам организаций Центр проводит корпоративное обучение.
С 23 сентября мы начали программу повышения квалификации налоговых консультантов. Учебная программа организована для налоговых консультантов, получивших квалификационные аттестаты в 2018 г. В соответствии с Указом № 338* они должны до 31 декабря 2019 г. пройти обучение по образовательной программе повышения квалификации для налоговых консультантов и представить в МНС копию подтверждающего документа. Занятия проводят специалисты МНС, высококвалифицированные преподаватели учебных заведений, ведущие специалисты – практики в области налогообложения и бухгалтерского учета.
______________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании».
– Что нового Вы готовите слушателям в следующем году?
– Повышение квалификации аудиторов будет проводиться дифференцированно, что должно повысить качество подготовки. В частности, программа обучения для руководителей аудиторских компаний будет ориентирована на управленческие решения; программа для аудиторов, проверяющих финансовую отчетность по международным стандартам, – на МСФО. Аудиторы – индивидуальные предприниматели будут обучаться по специально разработанной для них программе.
Планируем начать подготовку страховых агентов для страховых компаний. Европейская практика предполагает, что страховой агент должен быть аккредитован, так как он общается с предприятиями и физлицами. Эта идея пока не очень поддерживается страховыми компаниями в Беларуси.
Центр назначен ответственным исполнителем по разработке и реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых для повышения квалификации кадров, участвующих в реформе системы управления государственными финансами Республики Беларусь.
В рамках реализации проекта модернизации системы управления государственными финансами в Республике Беларусь Центру предстоит реализация учебных программ в целях обучения порядку применения Единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией, заполнения новых форм финансовой отчетности и применения национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности для различных категорий специалистов:
– главных бухгалтеров сектора государственного управления;
– специалистов, непосредственно регулирующих учет;
– работников контролирующих органов, отвечающих за проверку достоверности отчетности;
– специалистов бухгалтерских служб сектора государственного управления;
– специалистов, участвующих в процессе управления государственными финансами.
– Центр всегда работает на перспективу. Константин Викторович, у Вас наверняка уже есть интересные идеи и предложения.
– Центр готовит обоснованные предложения в Минфин о введении нескольких уровней сертификации для бухгалтеров коммерческих организаций. Также, по нашему мнению, бухгалтеры, работающие на аутсорсинге, должны иметь сертификат налогового консультанта. Это создаст реальные возможности повысить качество бухгалтерской работы. Прошедшие подготовку по нашей 100-часовой программе становятся специалистами более высокого уровня квалификации.
В настоящее время разрабатываются стратегии развития страны – и мы уже продумываем тематику наших будущих программ.
Интервью подготовила Ирина Найдович,
редактор журнала «Главный Бухгалтер»