При осуществлении деятельности в области промышленности строительных материалов организации производят отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры РБ в размере 4,5 % от себестоимости произведенной продукции, товаров. Такая норма содержится в п. 1 Инструкции о порядке образования инновационного фонда Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2010 год, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 28.12.2009 № 30 (далее – Инструкция № 30). При этом в Инструкции № 30 либо иных нормативно-правовых актах РБ не дано определение термина "деятельность в области промышленности строительных материалов".
Однако есть письмо Минстройархитектуры РБ от 09.01.2008 № 11-2-07/14 "Об отчислениях в инновационный фонд" (далее – письмо № 11-2-07/14). Согласно п. 1 данного письма к работам в области промышленности строительных материалов относится производство продукции, изделий по кодам Общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Виды экономической деятельности" (ОКРБ 005-2006), утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65 (далее – ОКЭД), для которых указана область применения "в строительстве", "для строительства".
К сожалению, не обеспечено закрепление позиции, изложенной в письме № 11-2-07/14, в ежегодно утверждаемой инструкции о порядке образования инновационного фонда Минстройархитектуры РБ. Тем самым не выполнена обязанность нормотворческих органов по устранению пробелов в нормативных правовых актах, предусмотренная ст. 72 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". Само же письмо № 11-2-07/14 нормативным правовым актом не является.
Стоит также отметить, что приведенные в письме № 11-2-07/14 подходы в отдельных случаях противоречат нормам Указа Президента РБ от 04.08.2006 № 499 "О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли" (далее – Указ № 499).
Например, деятельность, классифицируемая по ОКЭД в группе 29221 "производство кранов", включает в себя деятельность по производству погрузчиков строительных, т.е. содержит слово "строительных". Значит, следуя логике письма № 11-2-07/14, эта деятельность относится к области промышленности строительных материалов. Однако погрузчики строительные являются оборудованием. Следовательно, их производство не может быть отнесено к области промышленности каких-либо материалов, а включается в одну из подотраслей машиностроения.
Содержание письма № 11-2-07/14 не в полной мере соответствует и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, Инструкция № 30 принята на основании Указа № 499, распространяющего свое действие в т.ч. на организации, осуществляющие деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов. Следовательно, круг плательщиков можно условно разделить на 2 группы. Первую группу назвать "организации, осуществляющие деятельность в области строительства". С определением же второй (из-за особенностей изложения норм Указа № 499) могут возникнуть некоторые трудности, ведь ни Указ № 499, ни иные нормативные правовые акты, действующие в 2010 г., не позволяют сделать однозначный вывод,какие организации следует включать в нее: организации промышленности строительных материалов либо организации, осуществляющие деятельность в области промышленности строительных материалов.
В применяемой в законодательстве РБ терминологии отсутствует понятие "область промышленности строительных материалов", однако существуют четко определяемые виды экономической деятельности, которые позволяют отнести деятельность организации к промышленности строительных материалов. Например, в ОКЭД распределение установлено между видами деятельности, а не отраслями.
Классификация организаций по отраслям народного хозяйства присутствует в Общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (далее – ОКОНХ). Отметим, что ОКОНХ не применяется для целей определения видов деятельности с 1 января 2003 г. В то же время этот документ пока не отменен.
Обращаем внимание, что ОКОНХ содержит термин "отрасль промышленности строительных материалов". Эта отрасль классифицируется по коду 16. Данное обстоятельство позволяет применять ОКОНХ при решении вопроса об отнесении организации к кругу плательщиков отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры РБ.
Более того, постановлением Минстата РБ от 29.03.2007 № 33 (далее – постановление № 33) утверждены переходные ключи между ОКЭД и ОКОНХ.
Так как постановление № 33 является действующим нормативным правовым актом, можно говорить о том, что для целей определения отраслевой принадлежности организациям следует руководствоваться кодами видов деятельности, приведенными в ОКЭД, и кодами соответствующих им отраслей согласно ОКОНХ в соответствии с переходными ключами, утвержденными постановлением № 33.
Деятельность по производству окон классифицируется в ОКЭД и ОКОНХ следующим образом:
Как уже упоминалось, в соответствии с ОКОНХ промышленность строительных материалов классифицируется в группе отраслей с кодом 16. А это значит, что, например, для производителей окон существует нормативно обоснованный подход, позволяющий не уплачивать отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры РБ. Аналогичное основание неуплаты названных отчислений может применяться и значительным числом иных организаций, не относящихся к отрасли промышленности строительных материалов по ОКОНХ.
Сделанный вывод основывается на отсутствии утвержденного нормативным правовым актом понятия "организации, осуществляющие деятельность в области промышленности строительных материалов".
В 2010 г. подход к решению вопроса, изложенного в письме № 11-2-07/14, не изменился. Однако если до 1 января 2010 г. государственным органом, разъясняющим особенности исчисления отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры РБ, было это министерство, то с указанной даты данный вопрос находится в компетенции МНС РБ. Произошло это потому, что с 1 января 2010 г. со вступлением в силу Указа Президента РБ от 07.12.2009 № 596 "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов" налоговые органы при осуществлении контроля за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой указанных отчислений, применении способов обеспечения уплаты отчислений в инновационные фонды и пеней, взыскании отчислений в инновационные фонды пользуются правами и несут обязанности, установленные для осуществления налогового контроля, применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней и взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней. Следовательно, вопросы правомерности расчета отчислений в инновационные фонды после 1 января 2010 г. находятся в компетенции налоговых органов.
Кроме того, на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 73-З "О республиканском бюджете на 2010 год" отчисления в инновационные фонды включены в состав других налоговых доходов. Следовательно, отношения, возникающие при расчете отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры, регулируются Налоговым кодексом РБ (далее – НК).
С учетом вышеотмеченного в отношении рассматриваемой проблемы действуют нормы п. 7 ст. 3 НК, согласно которому в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков.
По мнению автора, изложенные в настоящей публикации доводы не гарантируют обязательного принятия решения в пользу субъекта хозяйствования в случае спора с контролирующим органом по вопросу об уплате отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры РБ, однако могут обеспечить положительный исход значительного числа таких споров.