Размещение заказа на изготовление печати
Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1, в ред. от 24.01.2013 № 2
Наличие у юридического лица устава (учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, у индивидуального предпринимателя – свидетельства о государственной регистрации является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется (п. 23).
На сегодняшний день деятельность штемпельно-граверных мастерских, где изготавливаются печати и штампы, регламентирована гл. 4 Правил. Заказы на изготовление печатей и штампов, поступившие в граверный цех, регистрируются в журнале регистрации принятых заказов на изготовление печатей и штампов согласно приложению 8 к Правилам и под роспись передаются для исполнения граверам. Готовые изделия, выполненные в граверном цехе, после регистрации в журнале регистрации принятых заказов на изготовление печатей и штампов передаются под роспись (с указанием фамилии) в отдел (пункт) приема и выдачи заказов. Изготовленные печати и штампы вместе с копией заказа пункта приема и выдачи заказов мастерской регистрируются в журнале регистрации выполненных заказов на изготовление печатей и штампов согласно приложению 9 к Правилам. Журналы регистрации принятых заказов на изготовление печатей и штампов ирегистрации выполненных заказов прошнуровываются, пронумеровываются и скрепляются печатью пункта приема и выдачи заказов мастерской (пп. 41–44).
Учитываем новые печати и штампы
Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133, с учетом изменений от 27.04.2011 № 25 (далее – Инструкция № 133)
Стоимость изготовления печатей и штампов невелика. И хотя срок их использования, скорее всего, будет больше года, учитывать такое имущество следует как материально-производственные запасы.
К запасам относятся инвентарь и хозяйственные принадлежности (п. 3 Инструкции № 133), что соответствует сущности назначения печатей и штампов.
"Производственный и хозяйственный инвентарь, инструмент могут числиться в запасах в соответствии с Инструкцией № 133 или в составе основных средств в соответствии с Инструкцией № 26*. При невозможности разграничения указанных объектов между запасами или основными средствами исходя из условий признания основных средств, приведенных в п. 4 Инструкции № 26, организация может установить дополнительные условия признания в учетной политике организации, например стоимостной критерий в размере, установленном организацией. Что касается зданий, сооружений, передаточных устройств, то данные объекты относятся к основным средствам". Приведенное разъяснение Минфина РБ опубликовано в "ГБ", 2013, № 4, с. 14.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты учитываются на одноименном субсчете 9, открываемом к счету 10 "Материалы".
При получении печати, штампов в организации следует составить корреспонденцию:
Д-т 10-9 – К-т 60
– на стоимость приобретенных ценностей;
Д-т 18 – К-т 60
– на сумму "входного" НДС.
Одновременно стоимость приобретенных ценностей списывают на расходы по текущей деятельности:
Д-т 26, 44 и др. – К-т 10-9.
Чтобы контролировать сохранность печати, штампов, их можно учитывать на забалансовом счете, например 006 "Бланки строгой отчетности".
В настоящее время постановление Минфина РБ от 23.03.2004 № 41 "О лимите стоимости активов, учитываемых в бухгалтерском учете в составе средств в обороте" утратило силу, однако в учетной политике организации можно предусмотреть методы учета запасов, которые приведены в этой Инструкции. В частности, по предметам стоимостью до 2 базовых величин предписывалось списывать их стоимость единовременно на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров по мере передачи их в эксплуатацию. Материально ответственные лица при этом должны вести учет указанных предметов в количественном выражении.
Уничтожение печатей и штампов
Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", с учетом изменений от 24.01.2013 № 2
Субъекты хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято регистрирующим органом, хозяйственным судом до 1 февраля 2009 г., не имеющие непогашенной задолженности перед бюджетом, Фондом социальной защиты населения, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами, по которым процесс ликвидации не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати (штампа), свидетельства о государственной регистрации, несдачи на хранение документов, в т.ч. по личному составу, исключаются из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем принятия уполномоченным сотрудником регистрирующего органа решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъектов хозяйствования (п. 4).
Хищение, уничтожение, повреждение либо сокрытие официальных документов, штампов, печатей, совершенные из корыст-ных или иных личных побуждений, наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 377).
При ликвидации организаций, зарегистрированных и ликвидируемых в соответствии с Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1, печати с изображением Государственного герба РБ в регистрирующий орган представляют ликвидационные комиссии (ликвидаторы). В иных случаях печати с изображением Государственного герба РБ сдаются в орган внутренних дел по месту нахождения организации (п. 10).
Уничтожение печатей с изображением Государственного герба РБ осуществляет уполномоченный сотрудник органа внутренних дел в присутствии представителя организации, о чем выдается квитанция установленного образца согласно приложению к Инструкции, к которой прилагается один образец оттисков печатей (п. 11).