Какие составляющие должна иметь учетная политика организации на 2014 г.?
Учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (ст. 1 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности", далее – Закон-2014).
Определение учетной политики в ст. 2 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности"(действовал до 1 января 2014 г., далее – Закон-1994) было следующим: учетная политика – совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией.
Сравним составляющие учетной политики, предусмотренные Законом-2014 и Законом-1994 (см. таблицу).
Закон-2014 обязывает предусматривать в учетной политике порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. В Законе-1994 такого требования не было.
Сравнивая составляющие учетной политики согласно Закону-2014 и Закону-1994, можно отметить, что до 1 января 2014 г. учетная политика должна была содержать регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. В Законе-2014 такого требования нет, в то же время регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета целесообразно предусмотреть в "иных способах организации и ведения бухгалтерского учета".
Остальные составляющие учетной политики, определенные Законом-2014, так или иначе необходимо было предусматривать и до 2014 г.
В Законе-2014 установлено, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое должны подписать главный бухгалтер организации, руководитель организации или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утвердить руководитель организации (п. 1ст. 9). Следует отметить, что учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных Законом-2014 (п. 2 ст. 9 Закона-2014).
Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.
Обязательно ли прописывать нормативно-правовые акты, на основании которых организация будет вести бухгалтерский учет в 2014 г.?
Такой обязанности нет.
Закон-2014 не содержит запрета на включение в учетную политику иных составляющих, не перечисленных в п. 2 ст. 9. Например, учетной политикой могут быть утверждены применяемые организацией самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности (если в формы бухгалтерской отчетности, утвержденные постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111, введены дополнительные показатели по указанию пользователей этой отчетности) и др.
Прописывать в учетной политике нормативно-правовые акты, на основании которых организация будет вести бухгалтерский учет в 2014 г., можно, но не обязательно. Целесообразность этого определяет сама организация.
Может ли организация не предусматривать в учетной политике на 2014 г. применяемые регистры бухгалтерского учета, поскольку такого требования нет в новом Законе-2014?
Такого права у организации нет.
Действительно, указание в учетной политике применяемых регистров бухгалтерского учета прямо не предусмотрено Законом-2014.
Однако следует учитывать, что форма бухгалтерского учета – порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи. Такое определение приведено в ст. 1 Закона-2014.
Таким образом, учетная политика организации на 2014 г. должна содержать совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся записи на счетах бухгалтерского учета.
Справочно: учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета (ст. 11 Закона-2014).
Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением требований, установленных ст. 11 Закона-2014.
Регистры бухгалтерского учета должны содержать следующие сведения:
– наименование регистра;
– наименование организации;
– даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
– хронологическую и (или) систематическую группировку хозяйственных операций;
– оценку хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
– должности лиц, ответственных за ведение регистра, их фамилии, инициалы и подписи.
Производственная организация в своей деятельности использует широкую номенклатуру инструмента, в т.ч. дорогостоящего и длительно используемого.
Имеет ли она право установить в учетной политике стоимостный критерий отнесения инструмента к основным средствам?
Имеет.
Исходя из норм Инструкции № 26* инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления могут быть отнесены к основным средствам, а согласно Инструкции № 133** данные активы могут быть отнесены к запасам. Такой вывод можно сделать из следующих норм указанных документов.
__________________________
* Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).
** Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).
В качестве основных средств организации принимают к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:
– активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;
– организация предполагает получение экономических выгод от использования активов;
– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
– организация не предполагает отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена (п. 4 Инструкции № 26).
При этом Инструкция № 26 не применяется в отношении запасов (п. 3 Инструкции № 26).
Инструкция № 133 предусматривает, что среди прочего к запасам относятся инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления (пп. 3, 4).
При этом Инструкция № 133 не применяется в отношении инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, оснастки и приспособлений, которые в соответствии с учетной политикой организации относятся к основным средствам.
Порядок учета таких активов необходимо закрепить в учетной политике.
Например, в учетной политике организация может оговорить стоимостный критерий для отнесения таких активов к основным средствам либо к запасам. Отметим, что законодательство не содержит каких-либо ограничений в отношении величины данного критерия. Он может быть равен 30 базовым величинам (БВ), иметь другое значение (20 БВ, 40 БВ, быть равен определенной сумме и др.). Также организация может предусмотреть в учетной политике перечень соответствующих активов, относящихся к основным средствам или запасам.
При классификации основных средств необходимо руководствоваться нормативными сроками службы основных средств, утвержденными постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 (далее – Нормативные сроки службы).
Согласно Нормативным срокам службы инструмент относится к группе 6, инвентарь и принадлежности – к группе 7.
Справочно: для проведения амортизационной политики в организации создается комиссия из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и юридических подразделений организации (п. 6 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 37/18/6)).
К функциям комиссии по проведению амортизационной политики входит выделение из всего состава имущества организации амортизируемого имущества (п. 1 приложения 1 к Инструкции № 37/18/6).
При рассмотрении данного вопроса организациям следует учитывать разъяснения специалистов Минфина, размещенные на официальном сайте этого министерства (http://minfin.gov.by/treatment/faq/tag/36).
Согласно данному разъяснению, "дополнительные условия признания могут быть установлены также в отношении отдельных видов оборудования и устройств, имеющих срок службы более года и используемых в деятельности организации для управленческих, хозяйственных нужд (калькуляторы, телефонные и факсимильные аппараты, модемы, принтеры, сканеры, счетчики и другие). Решение об отнесении указанных активов к основным средствам или запасам принимается организацией самостоятельно исходя из специфики осуществляемой ею деятельности".
Важно! Такие основные средства, как здания, сооружения, передаточные устройства, оборудование, транспортные средства, не могут быть отнесены к запасам (отдельным предметам в составе средств в обороте), даже если оговорить это в учетной политике, поскольку соответствующая запись в учетной политике будет противоречить законодательству. Их следует относить только к основным средствам при выполнении условий признания, предусмотренных в п. 4 Инструкции № 26.