"Наша организация планирует приобрести автомобиль у физического лица. Автомобиль будет использован в производственной деятельности организации. Подскажите, пожалуйста:
– как правильно документально оформить данную покупку?
С уважением, Ирина".
Факт совершения хозяйственной операции должен быть подтвержден первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляет ответственный исполнитель совместно с другими участниками операции (ст. 9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности").
Следует учитывать, что необходимо документально подтвердить не только факт приобретения автомобиля, но и факт оплаты физическому лицу за него. Рассмотрим оба эти аспекта.
Основным документом, подтверждающим факт приобретения автомобиля, будет договор купли-продажи, который следует заключить в письменной форме.
Договор купли-продажи заключают в 3 экземплярах, он вступает в силу только после его регистрации. Порядок регистрации определен постановлением Совета Министров РБ от 05.11.2007 № 1459.
Регистрацию договора купли-продажи механического транспортного средства осуществляют бесплатно в регистрационных подразделениях ГАИ МВД путем проставления на каждом экземпляре печати регистрационного подразделения с изображением Государственного герба РБ или печати инспекции гостехнадзора с ее наименованием, подписи сотрудника регистрационного подразделения или инспекции гостехнадзора и даты регистрации. После регистрации в 10-дневный срок организация обязана поставить автомобиль на государственный учет.
Оплата физическому лицу за приобретаемый автомобиль может быть произведена наличными деньгами или в безналичном порядке. Порядок расчетов следует указать в договоре.
Расчеты наличными денежными средствами между юридическими лицами на территории Республики Беларусь регулирует Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107 (далее – Инструкция № 107).
Снятие наличных денег с расчетного счета осуществляют по чеку, в котором указывают цели расходования денежных средств. На сумму, полученную по чеку, необходимо оформить приходный кассовый ордер.
Выдачу физическому лицу денежных средств из кассы производят по расходному кассовому ордеру (п. 26 Инструкции № 107). В нем указывают паспортные данные физического лица – получателя денежных средств. Факт получения денег удостоверяет его подпись.
Если договором предусмотрена оплата в безналичном порядке, физическое лицо должно открыть текущий или вкладной счет в банке.
Документом, подтверждающим факт оплаты при безналичном порядке расчетов, будет платежное поручение, представленное в обслуживающий банк для осуществления перевода денежных средств физическому лицу.
Данное требование отменено Указом Президента РБ от 17.06.2011 № 254.
С 1 января 2010 г. отменен налог на приобретение автомобильных транспортных средств.
На сегодняшний день у организации, приобретающей автомобиль у физического лица, может возникнуть обязанность по перечислению в бюджет только подоходного налога с физических лиц, т.е. обязанность удержания подоходного налога из дохода, полученного физическим лицом от отчуждения имущества. Такая обязанность возникает в следующих случаях:
1) если физическое лицо отчуждает в течение календарного года второй и последующие автомобили;
2) если технически допустимая общая масса отчуждаемого автомобиля превышает 3 500 кг и количество сидячих мест, помимо сиденья водителя, превышает 8 (подп. 1.33 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
В связи с этим в договоре купли-продажи целесообразно отразить информацию о том, какой по счету автомобиль отчуждает физическое лицо в течение календарного года.
Исчисление подоходного налога производят по ставке 12 % (п. 1 ст. 173 НК).
При отражении в бухгалтерском учете операции по приобретению автомобиля следует учитывать положения Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 (далее – Инструкция № 127).
После регистрации договора купли-продажи и до постановки автомобиля на государственный учет его необходимо ввести в эксплуатацию с отражением на отдельном субсчете к счету 01 "Основные средства" (п. 16 Инструкции № 127).
Организация должна оформить акт о приеме-передаче основных средств, форма которого утверждена постановлением Минфина РБ от 22.04.2011 № 23.
После получения документов о постановке на государственный учет автомобиль отражают на счете 01 в составе собственных основных средств (п. 16 Инструкции № 127).
При приобретении автомобиля в учете необходимо сделать записи (см. табл. 1):