Бюджетные организации обязаны представлять годовую и промежуточную отчетность |*|, отражая в ней показатели об активах, обязательствах, доходах, расходах, финансовых результатах деятельности за отчетный период. Порядок и сроки представления этой отчетности устанавливает Минфин (п. 5 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности"; далее – Закон № 57-З).
* Информация о составе промежуточной бухгалтерской отчетности доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: отчетность – это система стоимостных показателей об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период. Отчетный период – период, за который составляется отчетность (ст. 1 Закона № 57-З).
Новая редакция Инструкции № 22 определяет перечень форм бухгалтерской отчетности бюджетных организаций, их содержание и порядок заполнения.
Нормы Инструкции № 22 и требования Главного государственного казначейства Минфина Республики Беларуси, изложенные в письме от 05.06.2015 № 16-11/298, обязывают бюджетные организации с 1 июля 2015 г. при составлении бухгалтерской отчетности руководствоваться следующими принципами.
1. Бухгалтерскую отчетность по средствам бюджета и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций составлять и представлять распорядителями (получателями) бюджетных средств в объеме форм, установленных в приложении 1 к Инструкции № 22.
2. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций подготавливать с применением новой формы отчета (форма 4).
Важно! Форму 4 должны составлять и представлять бюджетные организации, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право осуществлять приносящую доходы деятельность, отдельно по каждому источнику доходов (по подразделу доходов классификации доходов) в соответствии с функциональной, экономической и соответствующей ведомственной классификациями, а также в сводном виде в целом по бюджетной организации.
3. Организации, которым передано на основании решений Президента Республики Беларусь конфискованное и иным способом обращенное в доход государства имущество, отражают указанные операции в бухгалтерской отчетности в форме 5 "Отчет о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств" или форме 6 "Отчет о движении материальных ценностей" соответственно по стр. 133 и 135 "получено имущество, обращенное в доход государства".
4. Отчет об использовании средств целевого назначения и иных средств (форма 9) составляют по средствам, поступившим в самостоятельное распоряжение бюджетной организации из следующих источников:
– в виде добровольных перечислений (взносов, пожертвований) физических лиц, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– текущих (капитальных) безвозмездных поступлений международной технической помощи от иностранных государств;
– текущих (капитальных) безвозмездных поступлений международной технической помощи и иностранной безвозмездной помощи от международных организаций;
– заявочных взносов иностранных участников международных спортивных мероприятий;
– средств централизованных внебюджетных фондов органов и организаций, формируемых в соответствии с законодательством и остающихся в их распоряжении;
– иных средств, остающихся в распоряжении государственных органов (их территориальных органов), других организаций в соответствии с законодательством.
Справочно: отчет по форме 9 заполняют получатели бюджетных средств по каждому источнику доходов (по подразделу доходов классификации доходов) в соответствии с функциональной, экономической и соответствующей ведомственной классификациями. Распорядители бюджетных средств представляют эту форму в целом по главе распорядителя бюджетных средств по каждому источнику доходов в соответствии с функциональной и экономической классификациями.
5. Одновременно с годовой и промежуточной (квартальной) бухгалтерской отчетностью необходимо представлять пояснительную записку. В ней должны быть отражены основные факторы, повлиявшие на исполнение бюджетной сметы, сметы доходов и расходов от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, причины изменений вступительного сальдо бухгалтерского баланса.
Дополнительно в текстовой части пояснительной записки расшифровывают прочие источники бюджетного финансирования, отраженные в стр. 975 и 986 справки о движении сумм финансирования из бюджета к балансу по субсчетам 230, 231 (140, 143),а также приводят данные об общем количестве бюджетных организаций по распорядителю для обобщения информации о количестве бюджетных организаций, финансируемых из бюджета.
В состав пояснительной записки входят:
– сводная таблица об исполнении бюджетной сметы;
– сведения об остатках денежных средств на банковских счетах получателя (распорядителя) средств бюджета;
– сведения о средствах, зачисляемых в счет компенсации расходов государства;
– сведения о дебиторской и кредиторской задолженности (отдельно по средствам бюджета и государственных целевых бюджетных фондов).
Отдельным приложением отражается наличие дебиторской и кредиторской задолженности по внебюджетным источникам финансирования по кодам экономической классификации.
Во всех формах бухгалтерской отчетности должна быть соблюдена логическая и арифметическая увязка показателей, увязка с показателями остатков по статьям бухгалтерского баланса, между отдельными формами бухгалтерской отчетности. Взаимная проверка основных показателей форм промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности бюджетных организаций следует производить по схеме согласно приложению 17 к Инструкции № 22. При наличии расхождений в схеме взаимной проверки показателей в текстовой части пояснительной записки необходимо изложить обоснования.