Причины, вызвавшие принятие решения о ликвидации юридического лица, могут быть обусловлены сокращением масштабов финансово-хозяйственной деятельности, экономической несостоятельностью, проблемами со сбытом продукции и т.п. Но какова бы ни была причина принятия решения о ликвидации, всем организациям следует решить проблемы, вызванные прекращением своей хозяйственной деятельности.
Алгоритм действий при ликвидации организации по решению собственника (учредителей, участников) включает в себя проведение следующих процедур:
1) принятие решения о ликвидации;
2) назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
3) уведомление регистрирующего органа о принятом решении, уведомление дебиторов и кредиторов;
4) увольнение работников;
5) проведение инвентаризации;
6) принятие мер ко взысканию дебиторской задолженности и удовлетворению требований кредиторов;
7) составление промежуточного ликвидационного баланса;
8) составление окончательного ликвидационного баланса;
9) расчеты с учредителями;
10) сдача документов в архив;
11) закрытие счетов в банках;
12) представление документов в регистрирующий орган.
Представление налоговой декларации – обязанность ликвидируемой организации
В процессе ликвидации юридического лица возникает необходимость в применении большого количества нормативных правовых актов, определяющих юридические, бухгалтерские, налоговые и иные аспекты ликвидации, включая уведомление регистрирующего органа о принятом решении, уведомление дебиторов и кредиторов.
Одно из требований, которое должна соблюсти ликвидируемая организация, это представление налоговых деклараций по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых она была признана плательщиком, а также при наличии объектов налогообложения в текущем налоговом периоде. По налогам, сборам (пошлинам), исчисляемым нарастающим итогом с начала налогового периода, налоговая декларация (расчет) представляется за отчетный период, в котором возник объект налогообложения, а также за все последующие отчетные периоды этого налогового периода, если иное не установлено Налоговым кодексом РБ (далее – НК) или иными актами налогового законодательства.
Налоговой декларацией (расчетом) признают письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины) (п. 1 ст. 63 НК).
Следовательно, налоговая декларация (расчет) является документом, в котором плательщик-организация заявляет о своих доходах, расходах, льготах, сумме исчисленного налога и других данных, и не является документом, обеспечивающим возможность исчисления налога.
В случае ликвидации организации налоговую декларацию (расчет) необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности). Налоговую отчетность следует представлять за период с начала налогового периода по день подачи заявления о ликвидации (прекращении деятельности) включительно. По налогу на прибыль налоговую декларацию (расчет) представляют независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения в указанный период (пп. 2, 21 ст. 63 НК).
Справочно: срок представления декларации по налогу на прибыль в налоговые органы по итогам истекшего налогового периода – не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения (п. 2 ст. 143 НК). Сумма налога на прибыль по итогам истекшего налогового периода подлежит уплате в бюджет не позднее 22 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением случаев, установленных в п. 6 ст. 143 НК (подп. 7.2 п. 7 ст. 143 НК).
Плательщик, принявший решение о ликвидации, может представить налоговую декларацию по налогу на прибыль в налоговый орган до наступления указанного срока, в т.ч. в течение 5 рабочих дней со дня подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации, так как установленный срок ее представления за истекший налоговый период является предельным и не ограничивает право плательщика на срок ее сдачи.
Исходя из вышеприведенных норм законодательства можно сделать вывод, что если организация, принявшая решение о ликвидации, представила в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль за истекший налоговый период в течение 2012 г. и не отчиталась по налогу на прибыль за 2012 г. в срок до 20 марта 2013 г., то к ней не будут применяться меры ответственности, предусмотренные ст. 13.6 и 13.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП). В целях осуществления своевременности и полноты проверки деятельности такого юридического лица налоговые органы, могут предложить такому плательщику представить декларацию по налогу на прибыль за истекший налоговый период одновременно с декларацией за период с начала налогового периода по день подачи заявления о ликвидации. Данный вывод основан на разъяснении МНС РБ, приведенном в письме этого министерства от 03.04.2013 № 2-2-10/1403.
При составлении налоговой декларации учтите все доходы и расходы
При составлении налоговой декларации (расчета) необходимо учитывать, что в состав внереализационных доходов и расходов включаются суммы кредиторской и дебиторской задолженности при ликвидации юридического лица. Такие доходы и расходы следует отражать в том налоговом периоде, на который приходится день составления ликвидационного баланса (акта проверки, в ходе которой были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа, – при ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа в порядке, установленном Президентом) (подп. 3.101 п. 3 ст. 128 и подп. 3.231 п. 3 ст. 129 НК). При отсутствии у проверяемой организации документов, обеспечивающих возможность исчисления размера налогов, применяются положения п. 4 Положения о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2010 № 426.
Внимание! Если по результатам проверки (дополнительной проверки), проведенной налоговым органом в связи с ликвидацией организации, выявлены нарушения в части исчисления налога на прибыль (когда декларация по налогу на прибыль была представлена до начала проверки (дополнительной проверки)), доначисление сумм по данному налогу, применение мер ответственности, а также начисление пени производятся в общеустановленном порядке.
В случае отсутствия на момент проверки документов, обеспечивающих возможность исчисления налога на прибыль, налоговый орган определит суммы налоговых обязательств в порядке, предусмотренном частью первой п. 2 ст. 81 НК.
Налоговый орган вправе определять в порядке, установленном Советом Министров, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о плательщике (ином обязанном лице), полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Налоговый орган может пересмотреть доначисленные суммы при выполнении организацией условий, определенных частью второй п. 2 ст. 81 НК, т.е. при условии восстановления организацией (иным обязанным лицом) бухгалтерского, налогового учета и представления документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, но не позднее 3 месяцев со дня вручения (направления) организации (иному обязанному лицу) или его представителю акта проверки.
Таким образом, ликвидационный баланс составляется в т.ч. после того, как организация рассчиталась с бюджетом по своим налоговым обязательствам.
Отсутствие задолженности перед бюджетом налоговые органы подтверждают справкой о наличии (отсутствии) у организации задолженности перед бюджетом по взимаемым
ими платежам, представляемой в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления от регистрирующего органа о начале ликвидации организации.
Если данная справка не может быть представлена налоговыми органами, то в регистрирующий орган направляется информация о невозможности представления соответствующей справки с указанием причины.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 59 Гражданского кодекса РБ).
Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины) (п. 1 ст. 37 НК).
Налоговое обязательство ликвидируемой организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются ликвидационной комиссией (ликвидатором) этой организации, если иное не предусмотрено законодательством, за счет денежных средств этой организации, в т.ч. от реализации ее имущества (п. 1 ст. 38 НК).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства является основанием для уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством (п. 5 ст. 37 НК).
Таким образом, неисполнение ликвидационной комиссией (ликвидатором) действий по уплате налога на прибыль и представлению налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль в соответствии с п. 6 ст. 143 НК до дня представления ликвидационного баланса регистрирующему органу является нарушением налогового законодательства, которое влечет применение мер административной ответственности, предусмотренных КоАП.
В связи с ликвидацией организации ее деятельность за истекший налоговый период подлежит налоговой проверке. Если в ходе этой проверки будут выявлены факты неуплаты (неполной уплаты) налога на прибыль за 2012 г.
(по сроку уплаты не позднее 22 марта 2013 г.), то будет начислена пеня. При наличии состава административного правонарушения к данному налогоплательщику могут быть применены меры ответственности по ст. 13.6 КоАП.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности определенных условий, в т.ч. при представлении ликвидационной комиссией (ликвидатором) ликвидационного баланса (п. 16 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1).
При наличии у организации непогашенной задолженности перед бюджетом исключение ее из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после подтверждения налоговыми органами погашения такой задолженности.