Должно ли ЧУП продолжать уплачивать отчисления в инновационный фонд Мингорисполкома и если нет, то с какой даты?
В 2012 г. уплату отчислений в инновационные фонды организации производят в соответствии с Положением о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденным Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596"О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов" (далее – соответственно Положение № 596 и Указ № 596).
Инновационные фонды формируют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству за счет отчислений от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в их подчинении (входящих в их состав) организаций, хозяйственных обществ, не входящих в состав подчиненных Правительству организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности.
Областные и Минский городской исполкомы формируют инновационные фонды за счет отчислений от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в коммунальной собственности организаций, зарегистрированных на территории соответствующей области, г. Минска, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности. Такие нормы прописаны в п. 3 Положения № 596.
Областным и Минскому городскому Советам депутатов рекомендовано установить порядок формирования и использования средств инновационных фондов, формируемых областными и Минским городским исполкомами, аналогичный порядку, определенному в Указе № 596 (п. 4 Указа № 596).
Решением Мингорсовета от 16.12.2009 № 263 утверждена Инструкция о порядке формирования и использования средств инновационного фонда Минского городского исполнительного комитета (далее – Инструкция № 263).
Инновационный фонд Мингорисполкома формируется в размере не более 0,25 % от себестоимости продукции (работ, услуг) находящихся в коммунальной собственности организаций, зарегистрированных на территории г. Минска, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности (п. 2 Инструкции № 263).
Поскольку на 1 января 2012 г. организация являлась коммунальным унитарным предприятием, она признавалась плательщиком отчислений в инновационный фонд Мингорисполкома в 2012 г. Вместе с тем следует учитывать, что организации, не находящиеся в коммунальной собственности г. Минска, отчисления в инновационный фонд производить не должны.
Остается решить вопрос о том, с какой даты организация может прекратить в 2012 г. уплачивать отчисления в инновационные фонд. Отметим, что в нормативных правовых актах республиканских и местных органов управления данный вопрос не разъяснен.
Под себестоимостью продукции, товаров (работ, услуг) в целях исчисления отчислений в инновационные фонды понимают себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) за каждый истекший квартал и (или) сумму издержек обращения реализованных в каждом истекшем квартале товаров без учета отчислений в инновационные фонды (п. 6. Положения № 596).
Определение размера отчислений в инновационные фонды, подлежащих уплате, производят ежеквартально по установленным распорядителями средств инновационных фондов нормативам. Уплата отчислений в инновационные фонды является обязательной и осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 8 Положения № 596).
Аналогичные нормы содержатся в пп. 5 и 6 Инструкции № 263.
Организации, принимающие участие в формировании инновационных фондов, отражают информацию об исчисленных суммах отчислений, за исключением сумм отчислений из прибыли, в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд в сроки, установленные законодательством для налога на прибыль (часть шестая п. 8 Положения № 596).
Форма налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд и порядок ее заполнения утверждены постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 3).
Налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода (календарного года) плательщики представляют в налоговые инспекции не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения (п. 2 ст. 143 Налогового кодекса РБ).
Организации, осуществляющие отчисления в инновационный фонд, представляют до 1 февраля года, следующего за отчетным, в Мингорисполком расчеты по исчислению средств этого фонда (п. 15 Инструкции № 263).
Таким образом, в приведенной ситуации организация до 1 февраля 2013 г. должна представить в Мингорисполком расчет по исчислению средств в инновационный фонд за 2012 г. и в налоговую инспекцию по месту постановки на учет не позднее 20 марта 2013 г. налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд за 2012 г.
В связи с тем что отчисления в инновационные фонды организации исчисляют и уплачивают ежеквартально, некоторые плательщики считают, что в приведенной ситуации организация должна уплатить отчисления в инновационный фонд Мингорисполкома за I и II кварталы 2012 г. и может не уплачивать эти отчисления за III–IV кварталы 2012 г.
Напомним, что в апреле 2012 г. КУП как имущественный комплекс перешло из собственности г. Минска в частную собственность, поэтому с мая 2012 г. данное предприятие может не уплачивать отчисления в инновационный фонд Мингорисполкома, т.е. в 2012 г. ЧУП должно уплатить отчисления в этот инновационный фонд последний раз не позднее 25 июля 2012 г. за апрель 2012 г.
В открытом акционерном обществе 50 % акций находится в коммунальной собственности Могилевской области, а остальные 50 % акций – в собственности членов трудового коллектива общества. В июне 2012 г. по решению Могилевского облисполкома был проведен конкурс по продаже пакета акций, находящихся в коммунальной собственности. По итогам конкурса акции были приобретены белорусской организацией негосударственной формы собственности.
Должно ли ОАО в 2012 г. продолжать уплачивать отчисления в инновационный фонд Могилевского облисполкома, если с июня 2012 г. в коммунальной собственности Могилевской области отсутствуют акции этого общества?
Основные нормативные документы, которыми должны руководствоваться организации при формировании инновационных фондов, приведены в ситуации 1.
Напомним, что областные и Минский городской исполкомы формируют инновационные фонды за счет отчислений от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в коммунальной собственности организаций, зарегистрированных на территории соответствующей области, г. Минска, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности (п. 3 Положения № 596).
В п. 3-1 Положения № 596 подробно описан порядок уплаты отчислений в инновационные фонды хозяйственными обществами.
Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.
Хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, производят отчисления в инновационные фонды государственных органов (организаций), уполномоченных управлять указанными акциями (долями в уставных фондах), пропорционально доле государственной собственности. При этом хозяйственные общества производят отчисления в инновационный фонд государственного органа (организации), который уполномочен управлять наибольшим количеством акций (долей в уставном фонде).
Если государственные органы (организации) уполномочены управлять одинаковым количеством акций (долей в уставном фонде) хозяйственного общества, принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, то общество должно производить отчисления в инновационный фонд областного (Минского городского) исполкома, на территории которого оно зарегистрировано.
Количество акций (размер долей в уставном фонде), находящихся в управлении государственных органов (организаций), определяется ежегодно на 1 января.
В п. 3-1 Положения № 596 также предусмотрено, что если областной (Минский городской) исполнительный комитет не формирует инновационный фонд, указанное хозяйственное общество отчисления в инновационный фонд может не уплачивать. Обращаем внимание, что в 2012 г. эта норма Положения № 596 не действует, так как все облисполкомы и Минский горисполком формируют инновационные фонды.
Инновационный фонд Могилевский облсовет формирует за счет отчислений в размере не более 0,25 % от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг):
– организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности Могилевской области, зарегистрированных на территории Могилевской области;
– хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности Могилевской области.
Такой порядок изложен в п. 3 Инструкции № 17-6.
В Инструкции № 17-6 отмечено, что количество акций (размер долей в уставном фонде), принадлежащих Могилевской области и (или) административно-территориальным единицам Могилевской области и Республике Беларусь и (или) иным административно-территориальным единицам, определяется ежегодно на 1 января.
Так как на 1 января 2012 г. 50 % акций ОАО находилось в собственности Могилевской области, то это ОАО должно уплачивать отчисления в инновационный фонд Могилевского облисполкома весь 2012 г. исходя из доли государственной собственности в размере 50 % несмотря на то, что в июне 2012 г. в собственности Могилевской области осталось только 5 % акций ОАО.
Открытое акционерное общество расположено на территории Витебской области. 60 % акций ОАО находится в республиканской собственности. При этом 30 % этих акций уполномочен управлять Минпром, а еще 30 % акций – Минсельхозпрод. Остальные 40 % акций находятся в собственности сотрудников ОАО.
В инновационный фонд какого министерства ОАО должно производить отчисления в 2012 г.?
Хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, производят отчисления в инновационный фонд государственного органа (организации), который уполномочен управлять наибольшим количеством акций (долей в уставном фонде). При этом отчисления производятся пропорционально доле государственной собственности.
Если государственные органы (организации) уполномочены управлять одинаковым количеством акций (долей в уставном фонде) хозяйственного общества, принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, отчисления производятся в инновационный фонд областного (Минского городского) исполнительного комитета, на территории которого данное хозяйственное общество зарегистрировано.
Приведенные выше нормы содержит п. 3-1 Положения № 596.
В изложенной ситуации 2 министерства уполномочены управлять одинаковыми пакетами акций, находящихся в республиканской собственности. Следовательно, ни одному из министерств ОАО не будет производить отчислений в инновационный фонд. ОАО находится на территории Витебской области.
Инструкция о порядке формирования и использования средств инновационного фонда Витебского областного исполнительного комитета утверждена решением Витебского облсовета от 18.12.2009 № 194 (далее – Инструкция № 194). В ней сказано, что инновационный фонд формируется Витебским облисполкомом за счет отчислений в размере не более 0,25 % от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг), находящихся в коммунальной собственности организаций, зарегистрированных на территории Витебской области, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности.
Как видим, в Инструкции № 194 не сказано, что инновационный фонд Витебского облисполкома может формироваться за счет отчислений хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в республиканской собственности.
Однако в п. 3-1 Инструкции № 194 сделано уточнение о том, что хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, производят отчисления в инновационный фонд пропорционально доле государственной собственности на условиях, предусмотренных частями первой и второй п. 3-1 Положения № 596 (приведены в ситуации 2).
В изложенной ситуации ОАО, 60 % акций которого находится в республиканской собственности, должно уплачивать отчисления в инновационный фонд, формируемый Витебским облисполкомом.