Налог за использование природных ресурсов исчисляется и уплачивается плательщиками ежеквартально исходя из фактического объема:
– использования (изъятия, добычи) природных ресурсов;
СУММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА В 2009 Г. ИНДЕКСИРУЮТСЯ НА 17 %
Исчисленные суммы налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, индексируются с использованием коэффициента, установленного законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год (п. 1 ст. 5 Закона № 1335-ХII).
В 2009 г. суммы налога за использование природных ресурсов (экологического налога), за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, индексируются на 17 % (ст. 35 Закона РБ от 13.11.2008 № 450-З "О республиканском бюджете на 2009 год" (далее – Закон № 450-З)).
РАЗРЕШЕНО ИСЧИСЛЯТЬ НАЛОГ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ИСХОДЯ ИЗ ГОДОВЫХ ЛИМИТОВ
Исчисление налога (кроме платежей за размещение отходов производства) допускается исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога. В этом случае уплата налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы налога (часть третья п. 1 ст. 5 Закона № 1335-ХII).
Плательщики представляют в налоговый орган по месту постановки на учет за 2009 г. только 2 налоговые декларации (расчета):
– первую – не позднее 20 февраля календарного года исходя из установленного годового лимита.
Так, не позднее 20 февраля 2009 г. в налоговые инспекции были представлены налоговые декларации по экологическому налогу за 2009 г. Налог в этой декларации был рассчитан сразу на целый год от установленных годовых лимитов. То есть это плановая сумма налога за год. Исходя из этой суммы налога организации платили экологический налог ежеквартально в течение I–III кварталов 2009 г. в размере 1/4 от годовой суммы;
– вторую – не позднее 20 января 2010 г. на основании фактических годовых объемов использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду.
На основании указанных деклараций организациям надо определить, больше или меньше было уплачено налога в течение 9 месяцев 2009 г. плановыми платежами, и при необходимости доплатить налог не позднее 22 января 2010 г.
Если фактические объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные плательщиками суммы налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. 60 Общей части Налогового кодекса РБ.
ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА
Платежи за размещение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляются владельцами объектов захоронения отходов и предъявляются ими дополнительно к тарифам за размещение отходов производства на объектах захоронения отходов (часть четвертая п. 1 ст. 5 Закона № 1335-ХII).
По платежам за размещение отходов производства на объектах хранения отходов налоговые декларации (расчеты) представляются плательщиками – владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство.
По платежам за размещение отходов производства на объектах захоронения отходов налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган в установленном порядке и сроки владельцами объектов захоронения отходов (часть вторая п. 2 ст. 5 Закона № 1335-ХII).
Платежи вносятся в бюджет владельцами объектов захоронения отходов ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере сумм налога, фактически полученных от собственников размещаемых отходов производства.
ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ЗА IV КВАРТАЛ 2009 Г. ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ОТ БУРОВЫХ УСТАНОВОК С ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Буровые установки с двигателями внутреннего сгорания в 2009 г. являлись отдельной группой источников загрязнения атмосферного воздуха, для которых не требовалось установление лимита допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 4 постановления Совета Министров РБ от 01.02.2005 № 119 "О лимитах используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов производства").
До 1 июля 2009 г. такие плательщики платили экологический налог за фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представляли в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (приложение 3 к постановлению МНС РБ от 31.12.2008 № 125 (далее – постановление № 125)).
Так как с 1 июля 2009 г. Указом Президента РБ от 14.08.2009 № 421 были освобождены от обложения экологическим налогом объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных и стационарных источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, МНС отменило форму декларации по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (постановление МНС РБ от 22.09.2009 № 73 "О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 125").
В результате плательщики оказались в странной ситуации: экологический налог они платить должны, а формы декларации по этому платежу нет.
С 1 июля 2009 г. организациям, осуществляющим выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от газопроводов, буровых установок с двигателями внутреннего сгорания, приходится исчислять и уплачивать экологический налог за фактические объемы выбросов с заполнением налоговой декларации (расчета) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов согласно приложению 2 к постановлению № 125. При этом в гр. 3 "Установленный годовой лимит выброса, тонн" декларации они проставляют прочерк либо ноль. Налог уплачивается исходя из однократных ставок от фактического объема выбросов, определяемых исходя из времени работы данных установок и удельных нормативов выбросов по таким веществам, как азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, твердые частицы, углерода оксид.
ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАЛОГУ ЗА IV КВАРТАЛ 2009 Г. ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРОИЗВОДЯЩИМИ ТОВАРЫ, СОДЕРЖАЩИЕ В СВОЕМ СОСТАВЕ 50 % И БОЛЕЕ ЛЕТУЧИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Если организация производит товары, содержащие в своем составе 50 % и более летучих органических соединений (ЛОС), то она уплачивает экологический налог и представляет в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) по налогу за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, по форме, приведенной в приложении 13 к постановлению № 125.
В процессе производства этих товаров организация осуществляет выброс ЛОС через стационарный источник выбросов. Выбросы ЛОС указаны в разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и имеют нормативы допустимых выбросов.
Организация второй раз не хочет платить экологический налог за эти выбросы, считая, что за все уже уплачено в виде налога за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % и более ЛОС.
В данном случае организации следует учитывать, что в состав экологического налога входит большое количество различных платежей, поэтому организация должна платить экологический налог 2 раза:
1) налог за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % и более ЛОС;
2) налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ с представлением налоговой декларации (расчета) по форме, утвержденной в приложении 2 к постановлению № 125 (письмо МНС РБ от 05.10.2009 № 2-2-19/797-1).
ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАЛОГУ ЗА IV КВАРТАЛ 2009 Г. ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ИМПОРТИРУЮЩИМИ ТОВАРЫ, СОДЕРЖАЩИЕ В СВОЕМ СОСТАВЕ 50 % И БОЛЕЕ ЛОС
Организациям, импортирующим товары, содержащие в своем составе 50 % и более ЛОС, при заполнении налоговой декларации (расчета) по налогу за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % и более ЛОС, необходимо учитывать следующее. В декларации за IV квартал 2009 г. отражаются импортированные товары, по которым в IV квартале 2009 г. таможенные органы выдали свидетельства о помещении товаров под таможенные режимы свободного обращения, свободной таможенной зоны, свободного склада, реимпорта, переработки на таможенной территории, либо импортные товары, которые в IV квартале 2009 г. приняты на учет (если таможенное оформление этих товаров по законодательству не производится).
Состав ЛОС в импортируемом товаре может быть подтвержден технической документацией производителя на такие товары, в которой содержится информация о количественном и качественном составе компонентов продукции, в приложении А к Руководящему документу Республики Беларусь 0212.5-2002 "Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при использовании лакокрасочных материалов", утвержденному постановлением Минприроды РБ от 28.05.2002 № 11, либо в заключении аккредитованной лаборатории о содержании в товаре компонентов летучей части. Также подтверждением указанной информации могут служить сведения, приводимые производителем на таре (упаковке).
СРОКИ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА
Как мы уже ранее упоминали, платежи вносятся в бюджет плательщиками ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В 2009 г. в местные бюджеты областей и г. Минска зачислялся налог за использование природных ресурсов (экологический налог) в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти (ст. 6 Закона № 450-З).
При наличии у плательщика объектов обложения налогом за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов за пределами административно-территориальной единицы, где он состоит на налоговом учете, налог за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов (код платежа 2005) подлежит зачислению в соответствующие местные бюджеты по месту расположения объектов налогообложения (п. 16 Инструкции о порядке уплаты (зачисления), распределения, возврата налогов, сборов (пошлин) и других доходов в 2009 году, утвержденной постановлением Минфина РБ от 23.02.2009 № 15).
Следует учитывать, что при наличии объектов обложения налогом за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, находящихся за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой плательщик налога состоит на учете, инспекция МНС, в которой состоит на учете этот плательщик, пересылает налоговую декларацию (расчет) по налогу за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов в инспекцию МНС по месту нахождения объектов налогообложения (п. 2 постановления № 125).
Пример
Организация расположена в Ленинском районе г. Бреста, а добывает строительный песок из карьера и воду из скважины в Лидском районе Гродненской области.
Куда организация должна сдавать налоговые декларации (расчеты) по экологическому налогу и платить налог в бюджет?
В рассматриваемой ситуации организация должна представлять налоговые декларации по налогу за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (налоговая инспекция по Ленинскому району г. Бреста), а платить налог в местный бюджет по месту нахождения песчаного карьера и скважины (Лидский район). Налоговая инспекция по Ленинскому району г. Бреста самостоятельно перешлет налоговые декларации по налогу за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов в налоговую инспекцию по Лидскому району, которая на их основании начислит налог и будет контролировать поступление налога в бюджет Гродненской области.
ПРАВИЛА ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК, ДОПУЩЕННЫХ В НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЯХ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАЛОГУ
Исправление ошибок, допущенных в I–III кварталах 2009 г.
Экологический налог считается ежеквартально без нарастающего итога с начала года. Поэтому в налоговой декларации за IV квартал 2010 г. невозможно исправить ошибки, допущенные в I–III кварталах этого года.
При обнаружении в налоговой декларации (расчете) по платежам экологического налога, поданной за прошлый квартал текущего года, неполноты сведений или ошибок, включая обнаружение неполноты сведений или ошибок по результатам проверок налоговых и иных контролирующих органов, приводящих к занижению (завышению) подлежавшей уплате суммы платежа экологического налога, соответствующие сведения об изменениях и дополнениях, вносимых в налоговую декларацию (расчет), отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за каждый квартал, за который обнаружены неполнота сведений или ошибки (п. 3 постановления № 125).
Исправление ошибок, допущенных в налоговых декларациях по экологическому налогу за прошлые годы
Экологический налог исчисляется без нарастающего итога с начала года. До 1 апреля 2008 г. налог исчислялся ежемесячно, а с 1 апреля 2008 г. стал исчисляться ежеквартально. Поэтому в налоговой декларации по экологическому налогу за IV квартал 2009 г. нельзя исправить ошибки прошлых лет.
Исправляются эти ошибки следующим образом.
При обнаружении в налоговой декларации (расчете) по платежам экологического налога, поданной за прошлый квартал (месяц) прошлых лет, неполноты сведений или ошибок, включая обнаружение неполноты сведений или ошибок по результатам проверок налоговых и иных контролирующих органов, приводящих к занижению (завышению) подлежавшей уплате суммы платежа экологического налога, соответствующие сведения об изменениях и дополнениях, вносимых в налоговую декларацию (расчет), отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за каждый квартал (месяц), за который обнаружены неполнота сведений или ошибки.
В этом случае плательщики указывают в налоговой декларации (расчете), за какой квартал (месяц) соответствующего года вносятся изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) (п. 3 постановления № 125).