Ситуация
В октябре 2010 г. организацию проверили специалисты налогового органа по вопросу правильности исчисления и уплаты отчислений в инновационные фонды. Проверяемый период – 2007 г. – сентябрь 2010 г.
В ходе проверки было установлено, что организацией в 2007–2009 гг. не полностью уплачены суммы отчислений в инновационный фонд.
За нарушение установленного порядка ее привлекли к административной ответственности и начислили пени.
Организация представила налоговой инспекции, проводившей проверку, возражения по акту проверки. В них она выразила несогласие с начислением пени за 2008–2009 гг. Однако возражения не были приняты во внимание.
Какие действия должна предпринять организация в сложившейся ситуации? Как аргументированно отстоять свою позицию?
Действия организации
Если налоговая инспекция, проводившая проверку, не приняла во внимание возражения организации, то она должна по акту проверки принять решение, в котором указываются:
– нарушения, допущенные организацией;
– суммы отчислений, доначисленные организации;
– пени, которые подлежат уплате;
– сроки исправления допущенных нарушений;
– срок представления налоговому органу информации о произведенных действиях.
Организация может:
1-й вариант – согласиться с решением полностью и уплатить указанные платежи, включая пени;
2-й вариант – может согласиться лишь час-тично, уплатив только суммы отчислений.
Независимо от того, какой вариант выберет организация, она вправе обжаловать вынесенное решение в части начисления пеней.
Итак, организация может:
1) подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Срок представления жалобы на вынесенное решение – 30 календарных дней со дня его вынесения.
Напомним, что к вышестоящим налоговым органам относятся областные ИМНС (по г. Минску) и МНС РБ. Плательщик может обратиться в одну из этих организаций. Право выбора остается за ним;
2) обратиться в хозяйственный суд с жалобой на решение.
Срок обращения – один год со дня вынесения решения.
Если решение в части начисления пеней будет признано недействительным, уплаченные пени будут возвращены организации или зачтены в счет других подлежащих уплате платежей в бюджет.
Аргументы, которые можно использовать при подаче жалобы
Отчисления в инновационные фонды не относятся к числу местных или республиканских налогов, сборов (пошлин), перечень которых определен ст. 8 и 9 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Поэтому для применения в отношении их норм НК, в т.ч. для начисления на них пеней, требуются особые оговорки.
Такие оговорки содержались и содержатся соответственно:
– в законах о бюджете на очередной год (до 1 января 2010 г.);
– Указе Президента РБ от 07.12.2009 № 596 "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов" и утвержденном им Положении о порядке формирования и использования средств инновационных фондов (далее – Указ и Положение) (с 1 января 2010 г.).
Названные документы определяют соответствующий период, порядок уплаты отчислений в инновационные фонды и их особенности, а именно:
– 2007 г. Статьей 44 Закона РБ от 29.12.2006 № 191-З "О бюджете Республики Беларусь на 2007 год" предоставлено право налоговым органам на начисление пени в случае неуплаты или неполной уплаты отчислений в инновационные фонды;
– 2008 г. В ст. 42 Закона РБ от 26.12.2007 № 303-З "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год" не предусмотрено право налоговых органов на начисление пени в случае неуплаты или неполной уплаты отчислений в инновационные фонды;
– 2009 г. Вопросы исчисления и уплаты отчислений в инновационные фонды регулировались:
статьей 34 и п. 1 ст. 37 Закона РБ от 13.11.2008 № 450-З "О республиканском бюджете на 2009 год" (далее – Закон о бюджете);
распоряжением Президента РБ от 12.05.2009 № 136рп "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов в 2009 году" (далее – распоряжение № 136рп).
При этом п. 1 ст. 37 Закона о бюджете предусматривалось, что:
плательщики отчислений в инновационные фонды несут ответственность за неуплату, неполную уплату указанных отчислений, установленную законодательством для плательщиков налогов, сборов (пошлин);
налоговые органы при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности осуществляют контроль за уплатой отчислений и взыскивают их в бесспорном порядке в случае неуплаты, неполной уплаты.
Как видим, о применении способов обеспечения исполнения обязательств по уплате отчислений (а начисление пеней относится именно к таким способам) в этом пункте, как и в распоряжении № 136рп, ничего не говорится.
Чтобы лучше понять вышеизложенные доводы, приведем для сравнения норму п. 2 ст. 37 Закона о бюджете.
Так, налоговые органы при осуществлении контроля за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, городские, районные исполнительные и распорядительные органы, при применении способов обеспечения ее уплаты, а также уплаты пеней, взыскании этой платы и пеней пользуются правами и исполняют обязанности, установленные для осуществления налогового контроля, применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней.
То есть в отношении арендной платы в отличие от отчислений в инновационные фонды право налоговых органов на начисление пеней прямо предусматривалось в Законе о бюджете;
– 2010 г. Указ и Положение (действуют только с 1 января 2010 г.) предоставили налоговым органам право начислять пени на неуплаченные или не полностью уплаченные суммы отчислений в инновационные фонды, руководствуясь правилами, предусмотренными в Налоговом кодексе РБ для начисления пени на суммы налогов, сборов (пошлин).
Таким образом, требование ИМНС об уплате пени за 2008–2009 гг. противоречит нормам законодательных актов, приведенных выше.
ИМНС при проверке организации была вправе начислить пени только на суммы отчислений в инновационные фонды, неуплаченные или не полностью уплаченные за 2007 и 2010 гг.
От редакции:
В 2011 г. порядок начисления пени на неуплаченные или не полностью уплаченные суммы отчислений в инновационные фонды аналогичен порядку, действовавшему в 2010 г.