Плательщик земельного налога в 2011 г. должен:
1) рассчитать земельный налог с учетом новых правил, определенных Налоговым кодексом РБ (в ред. Закона РБ от 15.10.2010 № 174-З) (далее – НК).
4) представить в налоговый орган не позднее 20 февраля 2011 г. налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу по форме, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 5).
Вниманию читателей: по земельным участкам, отведенным после 20 февраля 2011 г., срок представления декларации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.
Земельный налог и арендная плата за землю (как и ранее) исчисляются в одной форме налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате) с организаций: расчет земельного налога производится в части I, а расчет суммы арендной платы – в части II.
Вниманию читателей: садоводческие товарищества представляют в налоговый орган сведения о размерах земельных участков членов товарищества и лицах, имеющих льготы по уплате земельного налога, ежегодно не позднее 1 мая;
Для садоводческих товариществ срок уплаты налога – ежегодно не позднее 22 августа.
Изменился расчет земельного налога и арендной платы за землю
В 2010 г. порядок расчета земельного налога и арендной платы за землю был следующий: вначале указанные платежи рассчитывались отдельно по каждой административно-территориальной единице, а затем суммировались. Таким образом, рассчитав земельный налог один раз, плательщики знали, сколько составляет общая сумма налога и в какие бюджеты она должна быть перечислена.
В 2011 г. плательщики должны рассчитать земельный налог следующим образом:
– для заполнения налоговой декларации налог исчисляется отдельно по каждому земельному участку и в общей сумме по всем земельным участкам;
В новой форме декларации отсутствуют некоторые графы, действовавшие ранее
В 2010 г. налоговая декларация по земельному налогу состояла из 32 граф. В 2011 г. в ней 23 графы. Рассмотрим произошедшие изменения.
1. По сравнению с прошлым годом в новой форме налоговой декларации по земельному налогу отсутствует графа "Местонахождение земельного участка (адрес)".
В 2010 г. площадь земельного участка могла указываться в гектарах или квадратных метрах. Как свидетельствует налоговая практика, многие плательщики, которые указывали площадь земельного участка в гектарах, допускали ошибки при исчислении налога. Напомним, что в 2010 г. кадастровая стоимость земельного участка в целом определялась путем умножения кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка на площадь земельного участка.
Так, например, площадь земельного участка составляет 1 га (10 000 кв. м). Кадастровая стоимость 1 кв. м земельного участка равна 1 млн. руб.
3. В новой форме налоговой декларации отсутствуют графы, касающиеся земельных участков, освобождаемых от обложения земельным налогом.
Теперь в налоговой декларации будут отражаться только земельные участки, облагаемые земельным налогом. Земельные участки, не облагаемые налогом, организации будут указывать только в Справке о размере и составе использованных льгот по земельному налогу (арендной плате за земельные участки).
Если раньше в налоговой декларации был довольно подробный расчет земельного налога, подлежащего освобождению, то теперь в приложении 5 к налоговой декларации необходимо указать только размер льготируемой налоговой базы и сумму налога, не поступившую в бюджет в связи с предоставлением льготы.
В данном нововведении есть недостаток. Так, если раньше ошибки, допущенные при использовании льгот, налоговые инспекции могли оперативно установить при приемке деклараций, а плательщики исправить их без уплаты пени и санкций, то теперь ответственность плательщиков увеличивается. Ошибки, которые они могут допустить при использовании льгот по земельному налогу, будут установлены только в ходе документальной проверки. А это пени и административные штрафы.
4. Приложения 3 и 4 к налоговой декларации (расчету) заполняются только в случае сдачи плательщиками в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, зданий (помещений), сооружений бюджетных организаций, а также сдачи в аренду земельных участков, освобожденных от земельного налога.
Напомним, что бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога (если иное не предусмотрено п. 12 ст. 202 НК), а льготы по земельному налогу установлены ст. 194 НК.
Однако при сдаче организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, а также зданий (помещений), сооружений бюджетных организаций исчисление и уплата земельного налога производятся исходя из площади, переданной в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование (п. 12 ст. 202 НК). Суммы земельного налога исчисляются пропорционально площадям зданий (помещений) и сооружений, занимаемым арендаторами (пользователями).
– бюджетным организациям;
– организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;
– бюджетными организациями и учреждениями образования потребительской кооперации – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания детей, учащихся и студентов в учреждениях образования;
– учреждениями образования, финансируемыми из бюджета, – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации обучения детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях;
– Нацбанком РБ и его структурными подразделениями;
– коллегиями адвокатов;
– дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
– специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования.
Вышеназванным законодательным документом для применения подп. 36.2 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82, является Указ Президента РБ от 01.03.2010 № 101"О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности".
В этом указе и в приложении 4 к НК земельные участки по функциональному использованию распределяются на 5 зон: общественно-деловую, жилую многоквартирную, жилую усадебную, производственную и рекреационную.
Так, к общественно-деловой зоне относятся земельные участки, выделенные для размещения объектов административного, финансового назначения, розничной торговли, гостиничного назначения, общественного питания, здравоохранения и по предоставлению социальных услуг, образования и воспитания, научного назначения и научного обслуживания, физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, культурно-просветительного и зрелищного назначения, бытового обслуживания населения, по оказанию посреднических и туристических услуг, автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автостоянок и гаражей, за исключением предоставленных гаражным кооперативам, кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок.
Производственная зона – это земельные участки, выделенные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, оптовой торговли, материально-технического и продовольственного снабжения, по заготовке и сбыту продукции, коммунального хозяйства, по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Рассмотрим вышеизложенное на примере.
Пример
Организации выделен земельный участок для эксплуатации и обслуживания:
1) производственного здания. Такой земельный участок относится к производственной зоне;
2) бизнес-центра. Этот земельный участок по своему функциональному использованию относится к общественно-деловой зоне;
3) продовольственного магазина. По своему функциональному использованию данный земельный участок относится к общественно-деловой зоне;
4) склада оптовой базы. Такой земельный участок относится к производственной зоне;
5) станции технического обслуживания автомобилей. По этому земельному участку в гр. 3 части I и части II налоговой декларации указывается "производственная зона".
Категория земель – это земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны.
В Республике Беларусь вся земля разделена на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (ст. 6 Кодекса о земле).
Так, к землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.
Земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов – это земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах.
К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил РБ, других войск и воинских формирований республики, иных объектов.
7. Группа 6 части I декларации "Кадастровая оценка земельного участка, (балл)" заполняется только плательщиками, у которых в пользовании находятся сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения согласно приложению 2 к НК.
В приложении 2 к НК приведены ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, в т.ч. пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами и луговые земли. Ставки установлены в зависимости от кадастровой оценки земельного участка в баллах. Например, минимальные ставки земельного налога применяются, когда общий балл кадастровой оценки земель меньше 6. В этом случае ставки земельного налога составляют для пахотных земель, залежных земель и земель под постоянными культурами 1 927 руб. за 1 га, для улучшенных луговых земель – 1 214 руб. за 1 га, для естественных луговых земель – 97 руб. за 1 га.
Следует учитывать, что независимо от деления земель на категории земли республики подразделяются на виды (ст. 7 Кодекса о земле).
Так, к пахотным землям относятся сельскохозяйственные земли, систематически обрабатываемые (перепахиваемые) и используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав со сроком пользования, предусмотренным схемой севооборота, а также выводные поля, участки закрытого грунта (парники, теплицы и оранжереи) и чистые пары.
Залежные земли – это сельскохозяйственные земли, которые ранее использовались как пахотные и более одного года после уборки урожая не используются для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлены под пар.
Землями под постоянными культурами являются сельскохозяйственные земли, занятые искусственно созданной древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) или насаждениями травянистых многолетних растений, предназначенными для получения урожая плодов, продовольственного, технического и лекарственного растительного сырья, а также для озеленения.
Луговые земли – это сельскохозяйственные земли, используемые преимущественно для возделывания луговых многолетних трав, земли, на которых создан искусственный травостой или проведены мероприятия по улучшению естественного травостоя (улучшенные луговые земли), а также земли, покрытые естественными луговыми травостоями (естественные луговые земли).
В 2011 г. земельный налог надо платить по месту постановки организации на налоговый учет
Сроки уплаты земельного налога определены п. 15 ст. 202 НК.
Но в НК не сказано, в какой бюджет следует уплачивать земельный налог: по месту постановки плательщика на учет или по месту нахождения земельного участка?
В 2010 г. этот вопрос был определен Инструкцией о порядке уплаты (зачисления), распределения, возврата налогов, сборов (пошлин) и других доходов в 2010 году, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 35 (далее – Инструкция № 35).
Так, при наличии у плательщика земельных участков за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой плательщик состоит на учете в налоговом органе, земельный налог и арендная плата за пользование земельными участками подлежали уплате в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения этих земельных участков (п. 24 Инструкции № 35). То есть организации в 2010 г. самостоятельно не только исчисляли налог в разрезе каждой административно-территориальной единицы, но и перечисляли его в бюджет каждого местного Совета депутатов по месту нахождения земельного участка.
В 2011 г. ответ на этот вопрос можно найти в Инструкции о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2011 г., утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.12.2010 № 153.
Сразу отметим, что порядок уплаты земельного налога в 2011 г. по сравнению с прошлым годом изменился.
Теперь уплата земельного налога должна производиться организациями по месту постановки на учет в налоговых органах вне зависимости от места расположения земельных участков.
По новым правилам следует уплачивать и задолженность по земельному налогу, имеющуюся по состоянию на 1 января 2011 г., а также при доплате в 2011 г. земельного налога за прошлые годы.
Таким образом, земельный налог с 2011 г. уплачивается на счета по учету средств республиканского бюджета, открытые главным управлениям Минфина РБ по областям и г. Минску (далее – главные управления) для зачисления платежей, контроль над уплатой которых осуществляется налоговыми органами по месту постановки организаций на учет.
Поступившие от каждой организации суммы земельного налога будут перечисляться финансовыми органами в соответствующие местные бюджеты по месту расположения земельных участков на основании заявок налоговых инспекций.
Таким образом, организации больше не будут исполнять функции финансовых отделов по распределению земельного налога между местными бюджетами.
Налоговые инспекции по месту постановки плательщиков на учет будут вести лицевые счета по земельному налогу, в т.ч. в разрезе административно-территориальных единиц, на территории которых расположены земельные участки.
Для того чтобы вернуть из местных бюджетов переплату по земельному налогу, плательщики должны обращаться с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм в порядке и в сроки, установленные ст. 60, 61 НК, в налоговую инспекцию по месту постановки на учет.
Организации, которые имеют задолженность по земельному налогу по состоянию на 1 января 2011 г., должны внести исправления в платежные документы, находящиеся в картотеке банка к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок". В этих документах следует исправить реквизиты бенефициара и банка-получателя. Такие исправления будут произведены банком-отправителем на основании заявлений плательщиков.
Поэтому организациям, уплачивающим земельный налог, следует обратиться в банки с заявлением, в котором должны быть указаны наименование получателя (бенефициара) платежа – главного управления, номер счета по учету средств республиканского бюджета, код и наименование банка-получателя (эти сведения они могут получить в налоговой инспекции по месту постановки на учет).
Арендная плата за землю платится по месту расположения земельного участка
Следует иметь в виду, что в 2011 г. сохранен ранее действовавший порядок уплаты арендной платы за земельные участки. Это значит, что организации, как и раньше, должны самостоятельно уплачивать арендную плату за землю в местные бюджеты по месту расположения земельных участков.