Как правило, при обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет).
Таким образом, в НК РБ установлен однозначный запрет на представление уточненных налоговых деклараций за проверенный период.
Налоговая практика 2011 г. показала, что норма, запрещающая представление уточненных налоговых деклараций за проверенный период, не всегда действенна (особенно в тех случаях, когда это приводит к потерям бюджета).
В результате налоговые инспекции в своих письмах (например, письмо МНС РБ от 04.04.2011 № 2-2-10/1489) разрешили организациям представлять уточненные налоговые декларации за проверенный период, в т.ч. и в случаях, когда речь идет об уменьшении платежей в бюджет.
В марте 2011 г. в торговой организации прошла налоговая проверка. Проверяемый период – 2008 г. – февраль 2011 г.
В июне 2011 г. организацию проверил городской территориальный фонд Государственного комитета по имуществу. В ходе проверки было установлено, что в 2009 г.
Организация направила в налоговый орган следующие вопросы:
1) каким образом учитывать полученную за 2009 г. арендную плату?
2) можно ли представить уточненные налоговые декларации за 2009 г. по НДС, налогу на прибыль, сбору на развитие территорий, транспортному сбору?
Налоговая инспекция на запрос организации разъяснила, что на основании п. 11 ст. 103 НК РБ в случае уменьшения (увеличения) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав у продавцов на сумму оборота по реализации этих товаров (работ, услуг), имущественных прав уменьшаются (увеличиваются) обороты по реализации того отчетного периода, в котором произведено уменьшение или увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Таким образом, суммы арендной платы, поступившие в 2011 г. в связи с произведенным перерасчетом арендной платы за 2009 г., нужно включать в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в 2011 г.
В отношении иных налогов и сборов арендодатель должен отразить сумму арендной платы в налоговом учете и исчислить налоги и сборы с учетом применяемой учетной политики.
Так, в отношении расчета налоговой базы по налогу на прибыль, сбору на развитие территорий, сбору в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки отметим следующее. В случае если организация-арендодатель отражает в учете арендную плату по мере ее поступления и оплата разницы между первоначальной суммой арендной платы и скорректированной суммой согласно первичным учетным документам производится в 2011 г., указанная разница является арендной платой за 2011 г.
Если организация отражает арендную плату по мере сдачи имущества в аренду (т.е. "по отгрузке"), то при корректировке арендной платы за 2009 г. она вносит изменения и (или) дополнения в соответствующие налоговые декларации (расчеты) за январь – декабрь 2009 г. и при необходимости доплачивает в бюджет исчисленные суммы налогов и сборов.
При этом необходимость представления налоговых деклараций с внесенными изменениями и дополнениями определяется с учетом требований п. 8 ст. 63 НК РБ.
По мнению налоговой инспекции, в рассматриваемой ситуации организация вправе представить налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и дополнениями за 2009 г.
В марте 2011 г. организацию проверила налоговая инспекция. Проверяемый период – 2010 г. и январь – февраль 2011 г.
В июне 2011 г. в бухгалтерию организации были представлены акты выполненных работ за декабрь 2010 г. и январь 2011 г. о выполнении текущего ремонта помещения.
Организация обратилась в налоговый орган со следующими вопросами:
1) может ли она отнести данные расходы на затраты, учитываемые при налогообложении?
2) если может, то имеет ли она право представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за проверенный период?
Налоговая инспекция объяснила организации, что налоговую декларацию (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями не представляют за налоговый либо отчетный период, подвергнутый проверке, в случае, если такие изменения и (или) дополнения не связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете (п. 8 ст. 63 НК РБ).
Вместе с тем инспекция полагает, что организация может представить налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и (или) дополнениями за проверенный период, согласно которым подлежат доплате или уменьшению в бюджет суммы исчисленных налогов, сборов в случаях, когда обстоятельства, требующие изменения налогового обязательства за проверенный период, наступают после проведения проверки.
Так как организация получила первичные учетные документы, подтверждающие понесенные затраты в уже проверенном периоде, по мнению налоговой инспекции, затраты по ремонту, относящиеся к декабрю 2010 г., могут быть учтены в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль за 2010 г. с внесенными изменениями и дополнениями.
Затраты, относящиеся к январю 2011 г., будут учтены при налогообложении, так как фактическая прибыль организации за 2011 г. (с учетом фактических затрат) будет отражена в налоговой декларации за 2011 г., представляемой по сроку не позднее 20 марта 2012 г.