В отличие от прежних правил, по которым начисление пеней осуществлялось исходя из ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день исполнения налогового обязательства (т.е. уплаты или взыскания суммы налога, сбора (пошлины)), новое правило п. 4 ст. 52 НК предусматривает применение указанной ставки (ставок), действующей (действующих) в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства. При этом сам размер ставки пени остался неизменным – 1/360 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.
Новый порядок действует только в отношении задолженности, погашение которой (путем уплаты или взыскания) осуществляется после 1 января 2012 г. При этом дата возникновения задолженности (в 2012 г. и ранее) не будет иметь значения. Если же задолженность была погашена в 2011 г., то начисленные по старому методу суммы пеней перерасчету не подлежат (ст. 2 Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З (далее – Закон № 330-З)).
Рассмотрим вышеизложенное на примере условий ситуации.
Ситуация
Организация является плательщиком экологического налога. С 24 апреля 2012 г. у нее образовалась задолженность по экологическому налогу в сумме 80 млн. руб. (22 апреля – воскресенье, в связи с чем срок уплаты переносится на ближайший рабочий день – 23 апреля).
Задолженность частично погашена 25 мая на сумму 30 млн. руб., а 19 сентября перечислено еще 20 млн. руб. этого налога. Полностью недоимка погашена только 14 декабря 2012 г. путем ее принудительного взыскания налоговым органом посредством обращения взыскания на имущество организации и его реализации.
Вариант 1: расчет пени при повышении ставки рефинансирования
Предположим, что в период неисполнения налогового обязательства ставка рефинансирования Нацбанка будет расти следующим образом (в такой же динамике, как и в 2011 г.):
с 20.04.2012 – 45 %,
с 18.05.2012 – 46 %,
с 01.06.2012 – 48 %,
с 22.06.2012 – 50 %,
с 13.07.2012 – 52 %,
с 17.08.2012 – 54 %,
с 03.09.2012 – 59 %,
с 14.09.2012 – 62 %,
с 15.10.2012 – 67 %,
с 12.11.2012 – 72 %,
с 12.12.2012 – 77 %.
Размер пени составит:
– за период с 24.04 по 25.05 (сумма недоимки составляла 80 млн. руб.): (80 × 24 × 45) / (360 × 100) + (80 × 8 × 46) / (360 × 100) = 3,218 млн. руб.;
– за период с 26.05 по 19.09 (недоимка составляла 50 млн. руб.): (50 × 6 × 46) / (360 × 100) + (50 × 21 × 48) / (360 × 100) + (50 × 21 × 50) / (360 × 100) + (50 × 35 × 52) / (360 × 100) + (50 × 17 × 54) / (360 × 100) + (50 × 11 × 59) / (360 × 100) + (50 × 6 × 62) / (360 × 100) = 8,462 млн. руб.;
– за период с 20.09 по 14.12 (недоимка составляла 30 млн. руб.): (30 × 25 × 62) / (360 × 100) + (30 × 28 × 67) / (360 × 100) + (30 × 30 × 72) / (360 × 100) + (30 × 3 × 77) / (360 × 100) = 4,848 млн. руб.
Итого: 16,528 млн. руб.
Обращаем внимание, что по старому методу начисления пеней организация должна была бы уплатить пени за период просрочки:
– с 24 апреля по 25 мая (32 дня) – с суммы 30 млн. руб. по ставке 46 %;
– с 24 апреля по 19 сентября (149 дней) – с суммы 20 млн. руб. по ставке 62 %;
– с 24 апреля по 14 декабря (235 дней) – с суммы 30 млн. руб. по ставке 77 %.
То есть во внимание принималась бы ставка рефинансирования Нацбанка, действующая на дату уплаты (взыскания), в т.ч. частичной, суммы налога. Размер пени составил бы 21,438 млн. руб.
Вариант 2: расчет пени при понижении ставки рефинансирования
Теперь посмотрим, какой будет размер пеней, если в период неисполнения налогового обязательства ставка рефинансирования Нацбанка будет снижаться (в такой же динамике, как она росла в 2011 г.):
с 20.04.2012 – 45 %,
с 18.05.2012 – 44 %,
с 01.06.2012 – 42 %,
с 22.06.2012 – 40 %,
с 13.07.2012 – 38 %,
с 17.08.2012 – 36 %,
с 03.09.2012 – 31 %,
с 14.09.2012 – 28 %,
с 15.10.2012 – 23 %,
с 12.11.2012 – 18 %,
с 12.12.2012 – 13 %.
Размер пени составит:
– за период с 24.04 по 25.05 (недоимка составляла 80 млн. руб.): (80 × 24 × 45) / (360 × 100) + (80 × 8 × 44) / (360 × 100) = 3,182 млн. руб.;
– за период с 26.05 по 19.09 (недоимка составляла 50 млн. руб.): (50 × 6 × 44) / (360 × 100) + (50 × 21 × 42) / (360 × 100) + (50 × 21 × 40) / (360 × 100) + (50 × 35 × 38) / (360 × 100) + (50 × 17 × 36) / (360 × 100) + (50 × 11 × 31) / (360 × 100) + (50 × 6 × 28) / (360 × 100) = 6,163 млн. руб.;
– за период с 20.09 по 14.12 (недоимка составляла 30 млн. руб.): (30 × 25 × 28) / (360 × 100) + (30 × 28 × 23) / (360 × 100) + (30 × 30 × 18) / (360 × 100) + (30 × 3 × 13) / (360 × 100) = 1,603 млн. руб.
Итого: 10,948 млн. руб.
По старому методу начисления пеней организация должна была бы уплатить пени за период просрочки:
– с 24 апреля по 25 мая (32 дня) – с суммы 30 млн. руб. по ставке 44 %;
– с 24 апреля по 19 сентября (149 дней) – с суммы 20 млн. руб. по ставке 28 %;
– с 24 апреля по 14 декабря (235 дней) – с суммы 30 млн. руб. по ставке 13 %.
То есть во внимание принималась бы ставка рефинансирования Нацбанка, действующая на дату уплаты (взыскания), в т.ч. частичной, суммы налога. Размер пени составил бы 6,037 млн. руб.
Как видим, при растущей ставке выгоднее новый метод, а при падающей – старый.
– арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (подп. 1.17 п. 1 Указа Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности");
– отчислений в государственный целевой бюджетный фонд национального развития (ст. 23 Закона РБ от 30.12.2011 № 331-З "О республиканском бюджете на 2012 год");
– в бюджет части прибыли (дохода) республиканскими и коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, хозяйственными обществами (ст. 23 Закона РБ от 30.12.2011 № 331-З "О республиканском бюджете на 2012 год").
Налоговые органы при применении электронных технологий будут приостанавливать операции по счетам более оперативно
Изменениями, внесенными Законом № 330-З в ст. 53, 56 и 58 НК, установлен запрет на взыскание налогов, сборов (пошлин) и пеней, за счет средств на открытых в соответствии с законодательными актами специальных счетах организации или дебиторов организации, а также возможность беспрепятственного осуществления расходных операций по таким счетам в случае приостановления по ним операций.
Открытие специальных счетов законодательство предусматривает, в частности:
– для аккумулирования и хранения выигрышного фонда электронной интерактивной игры, – в отношении счетов, открываемых организатором электронной интерактивной игры (п. 10 Положения о порядке осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 10.04.2008 № 201);
– для размещения и учета средств страховых резервов (п. 57 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530). Такие счета открывают страховые организации;
– для создания объектов долевого строительства, открываемых для каждого многоквартирного жилого дома застройщиками, привлекающими денежные средства граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц для долевого строительства (подп. 2.2-1 п. 2 Указа Президента РБ от 15.06.2006 № 396 "О долевом строительстве многоквартирных жилых домов").
Комментируемый Закон № 330-З скорректировал механизм приостановления операций плательщиков и иных обязанных лиц по банковским счетам, что позволит налоговым органам более оперативно обеспечивать исполнение налоговых обязательств.
Так, до 1 января 2012 г. в случае приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по счету в банке устанавливался запрет на открытие плательщику (иному обязанному лицу) новых счетов (часть третья п. 1 ст. 53 НК). Но этот запрет распространялся только на тот банк, в который поступило решение налогового или таможенного органа о приостановлении операций, и только при фактическом поступлении такого решения в банк.
С 1 января 2012 г. данный запрет распространяется:
– на все иные банки, которые будут получать информацию о приостановлении операций по счету плательщика (иного обязанного лица) в каком-либо другом банке посредством автоматизированной информационной системы, используемой при взаимодействии регистрирующих органов с уполномоченными органами и организациями, в т.ч. налоговыми и таможенными органами, банками (АИС "Взаимодействие");
– банк, операции по счету в котором приостановлены, уже с момента получения им информации о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по счету из АИС "Взаимодействие", т.е. еще до момента фактического получения банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счету.
Порядок получения банками из АИС "Взаимодействие" информации о приостановлении (отмене приостановления) операций плательщиков (иных обязанных лиц) по счетам будет определен Советом Министров.
Важно! Привлечь банк и его должностных лиц к ответственности за открытие счета плательщику в нарушение установленного запрета по-прежнему будет возможно только в ситуации фактического наличия у банка решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам. Напомним, что в таком случае на должностное лицо банка может быть наложен штраф в размере от 0,1 до 50 базовых величин, а на сам банк – от 50 до 200 базовых величин (ст. 13.9 Кодекса РБ об административных правонарушениях).
Наличия информации в АИС "Взаимодействие" для привлечения к ответственности будет недостаточно.