У плательщиков и налоговых инспекций в 2012 г. стало больше прав и обязанностей
Те, кто хоть раз обращался в налоговую инспекцию по вопросу сверки расчетов по платежам в бюджет, знают, как трудно это сделать. Налоговые инспекции считали, что данная работа не входит в их обязанности и плательщики сами должны вести учет исчисленных и уплаченных налогов и сборов и т.д.
С 1 января 2012 г. этот вопрос разрешился в пользу плательщиков. Так, права плательщиков, установленные ст. 21 Налогового кодекса РБ (далее – НК), дополнены еще одним правом: возможностью получать от налоговых инспекций выписку об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней. Для ее получения организациям достаточно обратиться в налоговую инспекцию с заявлением.
Это право плательщиков подкреплено соответствующей обязанностью налоговых инспекций.
Так, п. 1 ст. 82 НК, определяющий обязанности налоговых инспекций, дополнен новым подп. 1.91: налоговые инспекции теперь обязаны выдавать по заявлению плательщика (иного обязанного лица) выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней.
Такая выписка должна быть представлена плательщику в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления плательщика.
Получить выписку плательщики смогут одним из 3 способов:
1) на бумажном носителе по почтовой связи;
2) в виде электронного документа;
3) путем вручения ее плательщику или его представителю под роспись.
Справочно: плательщики смогут получить такую выписку только после того, как МНС утвердит ее форму и формат, а также порядок направления в виде электронного документа.
Кроме прав у плательщиков увеличились и их обязанности. Раньше организации обязаны были вести учет дебиторской задолженности и не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговую инспекцию по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы такой задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт ее наличия (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК).
С 2012 г. организациям необходимо представлять перечень дебиторов в налоговую инспекцию в 2 раза быстрее – не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по платежам в бюджет.
С нового года увеличились права налоговых инспекций. Теперь налоговые инспекции и их должностные лица могут вводить временное ограничение на снятие плательщиками (иными обязанными лицами), имеющими задолженность по платежам в бюджет, транспортных средств с учета в ГАИ (подп. 1.72 п. 1 ст. 81 НК).
С нового года налоговые инспекции начнут устраивать среди белорусских организаций конкурсы на звание лучшего плательщика
Условия и порядок проведения конкурса должно определить МНС.
Информацию о присвоении статуса "Лучший плательщик налогов, сборов" победители конкурса могут использовать в рекламных целях, при обращении в государственные органы и организации, а также при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь.
Уточнены сроки уплаты налогов правопреемниками реорганизованных организаций
Раньше налоговое обязательство реорганизованной организации должно было быть исполнено и причитающиеся к уплате ею пени уплачены правопреемниками не позднее одного месяца со дня их государственной регистрации или внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией.
При реорганизации в форме присоединения налоговое обязательство требовалось исполнить не позднее одного месяца со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенной организации (п. 5 ст. 39 НК, в ред. от 15.10.2010 № 174-З).
Получалось, что у каждого правопреемника реорганизованной организации был свой срок исполнения налоговых обязательств. Это усложняло налоговое администрирование, увеличивало количество платежей в бюджет.
С 2012 г. сроки исполнения налоговых обязательств реорганизованных организаций гармонизированы с общими сроками налоговых платежей.
Теперь эти обязательства должны быть исполнены не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем:
– государственной регистрации правопреемников или внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией, – при реорганизации;
– внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – при реорганизации в форме присоединения (п. 5 ст. 39 НК, в ред. от 30.12.2011 № 330-З).
При наличии задолженности в бюджет плательщики не смогут открывать счета в других банках
До 2012 г. банку, в котором плательщик (иное обязанное лицо) имел счет, было запрещено при наличии решения о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) открывать этому лицу новые счета (п. 1 ст. 53 НК, в ред. от 15.10.2010 № 174-З).
Однако жизнь не стоит на месте. В настоящее время для создания конкуренции среди банков Нацбанк разрешает субъектам хозяйствования открывать неограниченное количество счетов в разных банках.
Поэтому организации, имеющие задолженность перед бюджетом, которым налоговая инспекция приостанавливала операции по счетам в одном банке, открывали счета в другом банке и продолжали работать без уплаты платежей в бюджет.
С 2012 г. они лишаются такой возможности. Согласно дополнениям, внесенным в п. 1 ст. 53 НК, банки больше не вправе открывать плательщику (иному обязанному лицу) счета при наличии у них полученной из АИС "Взаимодействие" информации о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по счетам в других банках.
Справочно: АИС "Взаимодействие" – это автоматизированная информационная система, используемая при взаимодействии регистрирующих органов с уполномоченными органами и организациями.
Однако она заработает только после того, как Совет Министров определит порядок получения банками из нее информации о приостановлении (отмене приостановления) операций плательщиков (иных обязанных лиц) по счетам.
В НК определен термин "договор отчуждения"
В налоговом законодательстве зачастую либо отсутствуют необходимые термины и определения и приходится обращаться к иным законодательным актам, либо термин присутствует, но смысл его нечеткий или вообще непонятен.
Например, согласно п. 5 ст. 67 НК органы, должностные лица которых уполномочены совершать нотариальные действия, и частные нотариусы обязаны сообщать о нотариальном удостоверении договоров отчуждения в налоговые инспекции по месту своего нахождения не позднее 5 рабочих дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.
Кроме того, нотариусы, удостоверяющие сделки об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом), должны получать в установленном законодательством порядке информацию от налоговой инспекции об уплате соответствующих налогов.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей указанные органы, уполномоченные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.
Таким образом, в НК определены обязанности организаций и установлена ответственность за их невыполнение.
Остается самое малое – понять, что такое договор отчуждения, так как в белорусском законодательстве этот термин до настоящего времени не разъяснен.
Поэтому с 2012 г. в п. 5 ст. 67 НК внесено дополнение: под термином "договор отчуждения" следует понимать договоры дарения, мены, купли-продажи и ренты.
Изменен механизм предварительного контроля за обоснованностью использования налоговых льгот
В 2011 г. в соответствии с п. 6 ст. 43 НК при использовании налоговых льгот организации обязаны были представлять в налоговую инспекцию по месту постановки на учет документы, подтверждающие право на льготы, вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине). Эту декларацию необходимо было представить по итогам налогового либо отчетного периода, в котором налоговые льготы были первоначально использованы, а также не позднее 20 июля календарного года, в котором использовались налоговые льготы, и 20 января календарного года, следующего за годом, в котором применялись такие налоговые льготы.
Данное требование выхолащивало саму идею представления налоговых деклараций в электронном виде, так как, несмотря на то что налоговые декларации можно представить в налоговую инспекцию в электронном виде, документы, подтверждающие право на льготы, плательщикам приходилось приносить в налоговую инспекцию на бумажном носителе.
С 1 января 2012 г. это требование из п. 6 ст. 43 НК исключено.
Кроме того, в НК сейчас подтверждено право плательщика во время проведения проверки использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам), ранее не использованные, при соблюдении условий, установленных частями второй и третьей п. 5 ст. 43 НК, и представлении документов, подтверждающих право на льготы по налогам, сборам (пошлинам).
Вместе с тем возникает вопрос: как теперь налоговые инспекции смогут контролировать правильность применения плательщиками налоговых льгот?
В НК предлагается следующий механизм контроля. При проведении камеральной проверки организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, использующих налоговые льготы, налоговая инспекция имеет право истребовать документы, подтверждающие право плательщика на эти льготы, дополнительные сведения, а также получать пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).
Если при проведении камеральной проверки плательщиком не будут представлены по требованию налоговой инспекции документы, подтверждающие право на налоговые льготы, или если согласно представленным документам не подтверждено право на налоговую льготу, налоговая инспекция будет исчислять подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.
В 2012 г. уточнен порядок зачета и возврата из бюджета излишне уплаченных сумм
До 2012 г. в НК не был определен вопрос о том, в какой срок налоговые инспекции должны сообщать организациям об отказе впроведении зачета или возврата излишне уплаченной суммы.
С 2012 г. решение об отказе в проведении зачета или возврата должно быть принято налоговой инспекцией не позднее 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени.
Кроме того, предусмотрена возможность подачи плательщиками заявлений в электронном виде.
Так, согласно п. 12 ст. 60 НК сообщения, заявления, решения, предусмотренные этой статьей, должны быть направлены плательщику (иному обязанному лицу) либо налоговой инспекции по установленным формам на бумажном носителе или в определенных форматах в виде электронного документа.
Налоговая инспекция при получении заявления о зачете либо возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в установленном формате в виде электронного документа должна передать плательщику (иному обязанному лицу) соответствующее подтверждение в установленном формате в виде электронного документа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого заявления.
Справочно: формы и форматы таких сообщений, заявлений, решений, а также порядок их направления плательщику (иному обязанному лицу) либо налоговой инспекции должно определить МНС.