Налоговому ведомству поручено создать и вести с 2013 г. реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. В то же время всем хозяйствующим субъектам предписано сверять свои и "чужие" первичные учетные документы с информацией, содержащейся в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты.
Подписанный Президентом 23 октября 2012 г. Указ № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" (далее – Указ) установил 5 оснований для отнесения организации или предпринимателя к числу субъектов с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
Так, в реестр будут включаться сведения о хозяйствующих субъектах, в деятельности которых согласно приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки и банковские счета которых использовались в преступных целях.
Основанием для размещения в вышеупомянутом реестре будет являться получение выручки и непредставление в течение 2 отчетных периодов соответствующих налоговых деклараций либо представление таких деклараций с указанием об отсутствии выручки.
Перспектива попасть в реестр возникнет у организации в случае, если руководитель или иное уполномоченное действовать от ее имени лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой на банковский счет компании поступили денежные средства в сумме более 5 000 базовых величин.
В реестр включат и субъекта предпринимательской деятельности, если от его имени будет действовать неуполномоченное лицо или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование.
При определенных обстоятельствах в реестре может оказаться и субъект предпринимательской деятельности, не расположенный по месту нахождения, указанному в учредительных документах.
О предстоящем включении в реестр субъектов предпринимательства уведомят заказным письмом. Получив такое письмо, субъект хозяйствования будет иметь 10 рабочих дней (со дня направления указанного уведомления) на то, чтобы представить в МНС свои мотивированные возражения на намерение включить его в реестр.
"Выйти" (исключиться) из реестра можно будет по ходатайству самого субъекта предпринимательской деятельности после устранения нарушений, послуживших основанием для включения в реестр, или в связи с ошибочным включением в реестр.
Реестр разместят на официальном сайте МНС, что позволит субъектам хозяйствования на стадии принятия решения о совершении сделки получить сведения о репутации контрагента.
Еще одной "предупредительной" мерой послужит обязанность хозяйствующих субъектов проверять первичные учетные документы на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланков таких документов. Соответствующая информация содержится в Интернете в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты.
Указ предусматривает право контролирующих органов без обращения в суд признать в ходе проверки первичные учетные документы не имеющими юридической силы (при наличии доказательств, опровергающих факт совершения отраженных в них хозяйственных операций), а также устанавливает особенности налогообложения хозяйственных операций, оформленных первичными учетными документами, не имеющими юридической силы.
При выявлении в ходе проверок обстоятельств, свидетельствующих о том, что проверяемые субъекты предпринимательской деятельности, включенные в реестр, фактически не осуществляли хозяйственные операции, за которые им поступала оплата, вся сумма полученных денежных средств и (или) стоимость иного имущества признаются внереализационным доходом, в т.ч. в случае отсутствия у проверяемого субъекта документов бухгалтерского учета и (или) других документов, связанных с налогообложением.