В последнее время довольно распространенной является следующая ситуация.
Организация арендует у другой организации офисное помещение. В договоре аренды данного помещения предусмотрено, что к арендодателю переходит право собственности на все отходы, образованные у арендатора с момента их образования. Об инструкции по обращению с отходами производства, разрешении на хранение и захоронение отходов производства в договоре ничего не сказано.
По истечении некоторого времени организацию-арендатора проверили специалисты органа Минприроды, которые потребовали представить инструкцию по обращению с отходами производства. Организация отсутствие инструкции обосновала следующим:
1) по условиям договора аренды собственником отходов является арендодатель, а не арендатор.
То есть если у организации нет в собственности отходов производства, то и инструкция по обращению с тем, чего нет, также не нужна;
2) арендодатель должен разработать инструкцию по обращению с отходами производства для арендатора, поскольку это определено п. 5 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).
Проверяющие сделали запрос арендодателю об инструкции по обращению с отходами производства для арендатора. У арендодателя такой инструкции не оказалось.
За отсутствие инструкции по обращению с отходами производства организацию-арендатора привлекли к административной ответственности по ст. 15.63 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Как правило, у организаций по результатам таких проверок возникают типичные вопросы:
1) правомерны ли действия проверяющих?
2) почему к административной ответственности не привлекают арендодателя за то, что им не разработана инструкция для арендатора?
3) каковы действия организации-арендатора по результатам проверки?
Если кратко ответить на поставленные вопросы, то:
– в изложенной ситуации действия проверяющих органов Минприроды правомерны;
– законодательством не определена административная ответственность за то, что арендодатель не разработал инструкцию для арендатора;
– организация-арендатор должна после проверки изменить условия договора аренды и потребовать от арендодателя инструкцию для арендатора либо самостоятельно разработать и согласовать такую инструкцию.
Теперь рассмотрим эту ситуацию более подробно с учетом норм законодательства, регулирующего в настоящее время вопросы обращения с отходами.
У арендодателя есть право, а не обязанность разрабатывать инструкции для арендаторов
Одна из ошибок, которая влечет неблагоприятные последствия для арендаторов офисных помещений, – неправильное толкование обязанностей арендатора и арендодателя, вызванных передачей отходов в собственность в рамках договора с арендодателем. Чтобы правильно разобраться в них, сначала напомним обязанности субъектов, определенных Законом РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон).
Итак, юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение (подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона). Под обращением с отходами следует понимать деятельность, связанную с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов (п. 13 ст. 1 Закона).
В нашей ситуации арендатор – это лицо, деятельность которого привела к образованию отходов. Далее отходы становятся собственностью арендодателя, которые он хранит и направляет на захоронение (удаление отходов). Для понимания обязанностей не важно, в какой момент арендодатель становится собственником отходов, образовавшихся у арендатора: в момент их образования (как указано в ситуации) или, например, в момент их фактической передачи на хранение к арендодателю.
Исходя из этого обращение с отходами осуществляет как арендатор (деятельность, связанная с образованием отходов), так и арендодатель (деятельность, связанная с удалением отходов, принятых от арендатора). Поэтому оба этих субъекта подпадают под требование Закона. Оба субъекта обязаны разработать и утвердить инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение.
Очевидно, что Законом не могут быть установлены особенности разработки инструкций. Это уровень подзаконного акта. В нашем случае специальные требования к составу инструкции субъектам, осуществляющим их разработку, установлены в Инструкции № 45.
Рассмотрим норму п. 5 Инструкции № 45, которую в качестве обоснования приводила организация-арендатор.
Так, при аренде зданий, сооружений и иных объектов собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица вправе разработать инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора.
Как видно из этой нормы, арендодатель имеет право, а не обязанность разрабатывать инструкцию для арендатора. Он сам решает, делать ему это или нет. При такой норме правового акта обязанность у арендодателя по разработке инструкции для арендатора может возникнуть только в силу договора между арендатором и арендодателем.
Важно следующее. В п. 5 Инструкции № 45 и далее в тексте этого правового акта нет правила о том, что "если право собственности на отходы передано от арендатора к арендодателю, то арендатору не нужно разрабатывать инструкцию". Подобной нормы нет и в ст. 3, 18 и других статьях Закона. Таким образом, мнение арендатора, что с передачей отходов в собственность арендодателю для арендатора "исчезает" обязанность по разработке инструкции, ничем не обосновано.
Единственным природоохранным документом, который "связан" с собственностью на отходы, является разрешение на хранение и захоронение отходов производства, выдаваемое органами Минприроды. Этот документ получает собственник отходов производства. А раз право собственности на отходы перешло к арендодателю, то при вывозе отходов на захоронение именно он получит указанное разрешение.
В нашей ситуации сказано, что договором не установлено требование для арендодателя разработать инструкцию для арендатора. Следовательно, арендатор как лицо, осуществляющее обращение с отходами, обязан самостоятельно разработать инструкцию.
Проверкой было установлено, что арендатор не имел собственной инструкции. Арендодатель также не разработал инструкцию для него. Значит, в такой ситуации арендатор не выполнил требование подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона, что повлекло для него привлечение к административной ответственности по ст. 15.63 КоАП.
Из вышеизложенного также следует, что если арендодатель имеет только право разработать инструкцию для арендатора, а не обязанность, то его нельзя привлечь к административной ответственности по указанной статье.
Как избежать административной ответственности: практические рекомендации для арендаторов
Решение возникшей проблемы может идти 2 путями.
1. Положение о том, что арендодатель обязан разработать для арендатора инструкцию, необходимо указать в договоре аренды (ином договоре, которым стороны урегулировали обращение с отходами).
Для этого в договоре надо написать как минимум следующее:
"Арендодатель разрабатывает, согласовывает в порядке, установленном законодательством, инструкцию по обращению с отходами производства для Арендатора.
Арендатор выполняет требования инструкции по обращению с отходами производства для Арендатора".
Но в данном случае есть один нюанс – это недобросовестный арендодатель.
То есть если арендодатель не выполнит условия договора и не разработает инструкцию для арендатора (не предусмотрит в своей инструкции порядок обращения с отходами для арендатора), а к последнему придет проверка, то арендатора могут привлечь к административной ответственности за отсутствие инструкции по ст. 15.63 КоАП.
Однако в такой ситуации арендатор вправе потребовать от арендодателя возмещения убытков. Такое право предусмотрено гражданским законодательством.
2. Арендатор может самостоятельно разработать инструкцию.
В настоящее время у арендатора нет сложностей по разработке инструкции по обращению с отходами производства для себя. Ее примерная структура и требования к информации, которую она должна содержать, определены в Инструкции № 45.
От редакции:
Инструкция по обращению с отходами должна содержать:
1) титульный лист;
2) обязательные разделы: "Общие сведения", "Ответственные за организацию обращения с отходами производства", "Образование отходов производства", "Учет отходов производства", "Сбор и хранение отходов производства", "Использование и обезвреживание отходов производства", "Захоронение отходов производства", "Перевозка отходов производства".
Перечень информации, который должны содержать обязательные разделы, определен в пп. 9–16 Инструкции № 45;
3) приложения: "Образующиеся отходы производства", "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения", "Карта-схема источников образования отходов производства", "Карта-схема хранения отходов производства" (п. 8 Инструкции № 45).
Перечень информации, который должны содержать приложения, определен в пп. 17–20 Инструкции № 45.
Пример разработанной инструкции опубликован в "ГБ", 2011, № 42, с 14.
Для написания инструкции необходимо знать следующую информацию.
Как правило, в результате деятельности арендатора в офисных помещениях образуются:
– отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 1870601);
– отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400);
– люминесцентные трубки отработанные (код 3532604).
Если отходы арендатора будут согласно договору передаваться в собственность арендодателю, то в инструкции арендатора вопросы хранения отходов в разделе "Сбор и хранение отходов производства", приложениях "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения", "Карта-схема хранения отходов производства" будут описаны очень просто: надо указать, что их хранение осуществляет новый собственник – арендодатель, со ссылкой на договор. Именно он будет описывать хранение поступивших отходов, но уже в своей инструкции.
Если же организации-арендаторы осуществляют обращение только с коммунальными отходами производства, то они вправе не включать в инструкцию по обращению с отходами:
– 4 обязательных раздела: "Образование отходов производства", "Использование и обезвреживание отходов производства", "Захоронение отходов производства", "Перевозка отходов производства";
– 1 приложение – приложение "Карта-схема источников образования отходов производства";
– порядок сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства и порядок проведения инвентаризации отходов производства раздела "Учет отходов производства".
Напомним, что коммунальные отходы – это отходы потребления и отходы производства, включенные в утвержденный постановлением Минжилкомхоза РБ от 30.11.2001 № 21 перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам, удаление которых организуют местные исполнительные и распорядительные органы (п. 7 ст. 1 Закона).
Кроме того, названные организации должны дополнительно в приложении "Образующиеся отходы производства" указывать информацию о дальнейшем обращении с образующимися отходами производства после их сбора и временного хранения (передачи на использование, обезвреживание, захоронение, хранение).
От редакции:
Отходы потребления – отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (п. 20 ст. 1 Закона).
Отходы производства – отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п. 21 ст. 1 Закона).
Если договор передачи отходов в собственность не будет содержать номенклатуру отходов, его могут признать незаключенным
В заключение хотелось бы обратить внимание читателей еще на один нюанс.
В ситуации приведена следующая формулировка договора – "к арендодателю переходит право собственности на все отходы, образованные у арендатора с момента их образования". Возникает вопрос: так какие отходы арендатор передает арендодателю?
Слово "отходы" – это термин, аналогичный термину "товар". Условия договора, касающиеся отчуждения отходов, ничем не отличаются от условий отчуждения товаров. Ведь известно, например, что условие договора купли-продажи товара считают согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. В противном случае договор считается незаключенным.
Исходя из положений Гражданского кодекса РБ, можно утверждать, что условие договора отчуждения отходов считают согласованным, если он позволяет определить наименование и количество отходов, передаваемых в собственность. Наименование отходов указывается согласно классификатору отходов, образующихся в республике. Поэтому, если договор передачи отходов в собственность не содержит номенклатуры отходов, можно признать его незаключенным.
Важно! В Республике Беларусь уже есть практика признания "обезличенных" договоров отчуждения отходов незаключенными. Поэтому настоятельно рекомендуем арендаторам (арендодателям) указывать в договорах номенклатуру отходов, передаваемых (принимаемых) в собственность.