Товары должны быть переданы покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы (п. 25 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384). Исключение составляют продовольственные товары, предварительно расфасованные продавцом в одноразовые упаковочные материалы (полиэтиленовые пакеты, коробки, стаканы, чашки, тарелки, контейнеры, ланч-боксы, подарочные баулы, коробки для тортов, коробки для пиццы, одноразовые формы для выпечки, а также ложки, вилки, палочки для суши, соломка для коктейлей и другие аналогичные товары), использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами, без герметической упаковки. Стоимость перечисленных одноразовых упаковочных материалов взимается по ценам приобретения дополнительно сверх стоимости реализуемых товаров.
Кроме того, при продаже напитков и кулинарной продукции в одноразовой посуде на выставочных ярлыках указывают цену реализации порции (единицы товара), включая цену приобретения посуды.
Организации розничной торговли и общественного питания, осуществляющие фасовку (готовой продукции или полуфабрикатов) в одноразовые упаковочные материалы, использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами, могут взимать торговые надбавки к отпускным ценам, увеличенным на размер расходов по фасовке (стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата рабочих, осуществляющих фасовку, амортизация оборудования).
К примеру, при фасовке продовольственных товаров с использованием фасовочного оборудования розничную цену товара формируют следующим образом:
РЦ = ОЦ (отпускная цена товара) + расходы по фасовке (стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата рабочих, осуществляющих фасовку, амортизация оборудования) + торговая надбавка в размерах в соответствии с действующим законодательством + НДС по установленной ставке.
На товары, предварительно расфасованные в одноразовые упаковочные материалы (пакеты, коробки, стаканы, подарочные баулы и аналогичные материалы) без применения фасовочного оборудования, к стоимости товара по розничным ценам прибавляется стоимость упаковочного материала по ценам приобретения.
В обоих случаях к предварительно расфасованному товару должна быть приложена соответствующая информация (наименование товара, вес, розничная цена, стоимость, дата фасовки, фасовщик).
Организации розничной торговли, в т.ч. общественного питания, при выносной (выездной) торговле, при продаже товаров в жидком виде, включая напитки, бульоны в розлив, стоимость одноразовой посуды по ценам приобретения могут взимать дополнительно сверх стоимости реализуемых товаров. При продаже указанных товаров через торговые автоматы розничная цена реализации порции должна быть указана с включением стоимости одноразовой посуды по цене приобретения.
Реализация в одних и тех же секциях и отделах одинаковых одноразовых упаковочных материалов, используемых при фасовке (упаковке) и в качестве самостоятельного товара, не допускается.
Порядок включения стоимости упаковочного материала в стоимость товара рассмотрим на примере.
Торт "Мечта" стоит 25 600 руб. Стоимость коробки для торта составляет 900 руб. с учетом НДС. Общая стоимость торта с коробкой составит 26 500 руб.
Поскольку коробка для торта является упаковочным материалом, используемым организацией общественного питания для реализации продукции собственного производства, на коробку для торта формируется цена приобретения с учетом НДС (без торговой надбавки и наценки общественного питания).
Стоимость предметов сервировки стола (салфетки бумажные, свечи, зубочистки), а также прочих упаковочных материалов (целлофан, фольга, пищевая пленка, шпагат, бумага, сетка (мерная) из полиэфирных и тканевых нитей), используемых при фасовке (упаковке) продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, а также других упаковочных материалов, используемых при непосредственном обслуживании покупателей в процессе взвешивания им товара, следует относить на издержки обращения торговых организаций и объектов общественного питания.