В соответствии с законодательством наниматели обязаны создавать резервный фонд заработной платы. Его размер, основания, порядок создания и использования определяет Правительство. Данный фонд формируется на основании ст. 76 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) и Положения о резервном фонде заработной платы, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2000 № 605 (далее – Положение № 605).
В п. 5 Положения № 605 предусмотрено, что резервный фонд устанавливается в размере до 25 % годового фонда заработной платы. Но конкретный его размер, основания, порядок создания и использования организации должны определять в коллективных договорах (соглашениях).
Отметим, что коллективные договоры заключают далеко не все организации. В связи с этим у многих коммерческих организаций, которые не заключают такие договоры, возникли проблемы с определением размера данного фонда, а соответственно и с выполнением обязанности по его формированию. Бухгалтеров волнуют вопросы: обязаны ли они его формировать? если обязаны, то на основании какого документа?
И вообще:
В КАКОМ РАЗМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ НЕ СОСТАВЛЯЮТ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ, МОГУТ СОЗДАВАТЬ РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД?
Наталья Владимировна, главный бухгалтер:
– У нас в организации такой документ, как коллективный договор, отсутствует. При этом есть Положение об оплате труда. Но резервный фонд заработной платы мы формируем на основании протокола собрания учредителей, где и устанавливаем размер годового фонда заработной платы. Правильно это или нет, не знаю, но ТК и Положением № 605 предусмотрено, что организации должны создать резервный фонд. Законодательно не установлена обязанность по подписанию в организациях коллективного договора, поэтому было принято решение установить размер резервного фонда заработной платы таким способом.
Александр Викторович, аудитор:
– Действительно, коммерческие организации, у которых отсутствует коллективный договор, сталкиваются с проблемой определения размера резервного фонда. Поскольку этот фонд формируется за счет прибыли, то следует учитывать нормы ст. 34 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах": распределение прибыли относится к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества.
И я бы рекомендовал выделять прибыль и на эти цели, так как обязанность все-таки закреплена в ТК.
Нина Ивановна, главный бухгалтер:
– В данном вопросе первоначально вижу обязательность создания резервного фонда, поскольку такая норма закреплена ст. 76 ТК. Что касается п. 5 Положения № 605, то его нормы закрепляются в коллективном договоре или соглашении. Эти документы наряду с правилами внутреннего трудового распорядка и иными принятыми в установленном порядке нормативными актами у нанимателя относятся к локальным нормативным правовым актам (ст. 1 ТК).
У нас в организации отсутствует коллективный договор, и поэтому величину создаваемого резервного фонда мы закрепляем в своей учетной политике, хотя этот документ и не назван в ТК.