* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
** Определяют в соответствии с Законом РБ от 06.01.1999 "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь". В настоящее время бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет 481 920 руб. (постановление Совета Министров РБ от 28.07.2011 № 1015).
*** Индексацию осуществляют, если индекс потребительских цен превысит 5%-й порог (Закон РБ от 21.12.1990 "Об индексации доходов населения с учетом инфляции"). Однако ее производят по нормативу, установленному Указом Президента РБ от 28.01.2006 № 55 "О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции", составляющему 100 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
**** О списочной численности работников см. Указания по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденные постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92.
1. Уточнено, что в расчет средств для неотложных нужд не следует включать суммы, ошибочно зачисленные в результате технических ошибок банков. Под технической ошибкой понимают ошибку, допущенную банком при осуществлении операций по банковскому переводу, повлекшую ненадлежащее исполнение банком платежных инструкций клиента, банка-корреспондента (подп. 1.20 п. 1 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66, далее – Инструкция № 66). Возврат средств, переведенных (зачисленных) ненадлежащему бенефициару в результате технической ошибки, осуществляют вне очередности платежей, установленной законодательством РБ (п. 8 Инструкции № 66).
2. Постановлением № 63 установлено, что в случае отсутствия у субъекта предпринимательской деятельности рабочих мест с особыми условиями труда и отдельных видов профессиональной деятельности, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию*, он на представляемой в обслуживающий банк копии или выписке из коллективного договора (соглашения)**, трудовых договоров (контрактов) либо иных документов, в которых указаны сроки выплаты заработной платы (далее – выписка), делает отметку об отсутствии обязательств по уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН либо представляет в банк справку об отсутствии обязательств по уплате указанных взносов. Данная справка действует на период наличия условий, в соответствии с которыми она была выдана.
Таким образом, теперь вместо копии (выписки) из коллективного договора (соглашения), трудовых договоров (контрактов) могут быть представлены иные документы, в которых содержатся сроки выплаты заработной платы (данные документы обозначены собирательным понятием "выписка").
4. Субъект предпринимательской деятельности, имеющий задолженность по заработной плате, в заявлении на бронирование денежных средств должен теперь дополнительно указывать сроки выплаты заработной платы согласно коллективному договору (соглашению), трудовому договору (контракту), иному документу.
5. Перечень документов, за достоверность информации в которых банк не несет ответственности, дополнен заявлениями на бронирование денежных средств, а также выписками, подтверждающими сроки выплаты заработной платы. Можно говорить о снятии с банков определенной части контрольных функций. Это соответствует норме ст. 19 Банковского кодекса РБ, которая гласит, что не допускается возложение на банки, если иное не предусмотрено Президентом, функции контроля за соблюдением клиентами сроков выплаты работникам заработной платы и ее размерами.
6. Инструкция № 63 дополнена нормой, согласно которой, если срок выплаты заработной платы в расчете за месяц определен не в один, а в несколько дней, выдачу (перечисление) заработной платы нужно производить в сроки, определенные нормативными правовыми актами* по организации наличного денежного обращения в Беларуси. Если в коллективном договоре (соглашении), трудовом договоре (контракте), ином документе сроки оплаты труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий, алиментов определены не в один, а в несколько дней, обслуживающий банк по письменному согласию юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса может устанавливать конкретный (один) день, определяя таким образом 1-й день предусмотренных выплат по каждому сроку получения наличных денег в банке на эти цели (за 1-ю, за 2-ю половину месяца и другие сроки) (п. 7 Инструкции № 112).
7. Случаи выплаты заработной платы в пределах установленного минимума из наличной денежной выручки** теперь в соответствии с постановлением № 356 допускаются при отсутствии картотеки к текущему счету.
8. Заявления и справки, предусмотренные Инструкцией № 63, теперь могут представляться в банк на бумажном носителе либо в виде электронного документа (а не в электронном виде, как это было ранее). Это не просто терминологическое уточнение: понятие "электронный документ", как оно трактуется в Законе РБ от 28.12.2009 № 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", значительно более узкое, поскольку обязательным реквизитом электронного документа должна являться электронная цифровая подпись (ст. 17).
** См. пп. 7–9, 11 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107.