ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТАНЕТ МЕНЬШЕ
Декретом № 2 предусмотрено, что наименование (фирменное наименование) унитарного предприятия, имущество которого находится в частной собственности юридического лица, не должно содержать указание на форму собственности. В настоящее время такие юридические лица именуются частными унитарными предприятиями. Со вступлением в силу Декрета № 2 их наименование не должно содержать слово "частное".
Данная норма касается не всех частных унитарных предприятий, а только тех, чье имущество находится в собственности юридических лиц. На унитарное предприятие, собственником имущества которого является физическое лицо, указанные положения не распространяются.
Унитарные предприятия, имущество которых находится в частной собственности юридических лиц и наименования (фирменные наименования) которых содержат указание на форму собственности, обязаны при очередной корректировке уставов, но не позднее 1 года с даты вступления в силу Декрета № 2 внести в них изменения (п. 4 Декрета № 2).
НОВШЕСТВА В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Декретом № 2 внесены существенные изменения и дополнения в Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее – Положение). Наиболее интересные изменения коснулись порядка формирования уставного фонда.
Как и прежде, коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов. Исключение составляют коммерческие организации, указанные в п. 8 Положения, т.е. закрытые и открытые акционерные общества, в отношении которых установлены минимальные размеры уставных фондов в сумме, эквивалентной 100 и 400 базовым величинам соответственно.
Увеличен срок для формирования уставного фонда
Теперь по общему правилу объявленный в уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован не на дату осуществления государственной регистрации коммерческих организаций, а в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).
Д-т 75-1 – К-т 80
– на сумму объявленного уставного фонда;
Д-т 51, 52, 10, 08 – К-т 75-1
– внесены денежные средства и имущество в качестве вклада в уставный фонд*.
___________________________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
При формировании уставного фонда путем внесения неденежного вклада должна быть проведена оценка стоимости такого вклада. В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится.
Отметим, что на сегодняшний день в отношении хозяйственных обществ установлено, что оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества подлежит экспертизе и проводится в порядке, определенном законодательством. При этом прямо указано, что в случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд хозяйственного общества неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится (п. 24 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах").
Однако п. 24 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь* предусмотрено, что обязательная экспертиза достоверности оценки проводится в случаях внесения неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Под экспертизой достоверности оценки в данном случае понимаются и экспертиза достоверности внутренней оценки, и экспертиза достоверности независимой оценки (п. 23 названного положения).
_____________________________________________
* Утверждено Указом Президента РБ от 13.10.2006 № 615 "Об оценочной деятельности в Республике Беларусь".
При принятии решения об увеличении размеров уставного фонда коммерческой организации такой фонд должен быть сформирован в размерах, предусмотренных решением, если иное не установлено законодательными актами. В Декрете № 2 не указано, в какой момент уставный фонд в увеличенном размере должен быть сформирован. Вероятно, как и прежде, данная норма направлена на то, чтобы уставный фонд был сформирован на момент регистрации соответствующих изменений.
Как и ранее, собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации (п. 26 Положения).
Установлен порядок определения дохода юридического лица
Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда.
В случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом доходы взыскивают независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.
Ранее Положение не определяло порядок расчета указанных доходов. Теперь для целей Положения под доходом понимается сумма выручки за вычетом налогов (сборов), уплачиваемых с выручки, а также затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении в соответствии с налоговым законодательством. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
В Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее – Положение о ликвидации) также были внесены определенные дополнения и изменения. В частности, несколько изменена компетенция хозяйственных судов в части принятия решений о ликвидации организаций.
Новые основания ликвидации юридического лица
Теперь юридическое лицо может быть ликвидировано по решению хозяйственного суда в случае (подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации):
– непринятия решения о ликвидации в соответствии с частью первой подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
– нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации. При обнаружении данных оснований для ликвидации юридического лица кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о его ликвидации.
Положение о ликвидации дополнено нормами, более детально регламентирующими работу ликвидационной комиссии (ликвидатора). В частности, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан в порядке, установленном Положением о ликвидации, уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган.
В настоящее время определено, что собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 58 Гражданского кодекса РБ; далее – ГК).
Установлены предельные сроки для ликвидации юридического лица
Теперь Положением о ликвидации установлены предельные сроки для ликвидации (прекращения деятельности) юридического лица. Так, срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до 12 месяцев.
При этом сроки, в течение которых субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) в случаях, предусмотренных в частях третьей, пятой, шестой и восьмой п. 16 Положения о ликвидации, не включаются в срок ликвидации (прекращения деятельности), определенный в части третьей п. 6 Положения о ликвидации.
Если есть задолженность перед кредиторами, к председателю ликвидационной комиссии предъявляют особые требования
Если у ликвидируемого юридического лица имеется задолженность перед кредиторами, председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям, которое не является собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.
В случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженн ости перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о его ликвидации, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если им назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица.
При необходимости должна быть применена процедура банкротства. В противном случае ответственность может нести собственник (учредитель)
Довольно важные дополнения содержатся в п. 25 Положения о ликвидации. Так, собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.
Кредитор (кредиторы), органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение 3 лет со дня исключения юридического лица из ЕГР.
Справочно: солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникают, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законодательством, в частности при неделимости предмета обязательства (ст. 303 ГК). При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено полностью (ст. 304 ГК).
Важно! Ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято до вступления в силу Декрета № 2, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу Декрета № 2 (п. 4 Декрета № 2).
От редакции:
С комментариями отдельных положений Декрета № 2 читатели могут ознакомиться в следующих материалах:
1) Функ Я. Неденежный вклад в уставный фонд: оценка или экспертиза // Гл. бухгалтер. – 2013. – № 13. – С. 31–34;
2) Лазарь М. С 1 мая начнет действовать новый порядок регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования // Гл. бухгалтер. – 2013. – № 14. – С. 33–37.