Важнейшие изменения касаются финансовой деятельности холдинга. Управляющая компания получила теперь возможность создавать централизованный фонд за счет отчислений от чистой прибыли участников холдинга для использования на следующие цели:
1) финансирование капитальных вложений производственного назначения*;
– приобретение объектов основных средств для использования в предпринимательской деятельности, и объектов незавершенного капитального строительства для использования в предпринимательской деятельности;
– капитальное строительство в форме нового строительства и (или) создание объектов основных средств;
– реконструкция, модернизация принадлежащих плательщику объектов основных средств и (или) объектов незавершенного строительства.
3) финансирование программ по энергосбережению и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования;
4) погашение кредитов банков, а также выданных за счет средств республиканского и местных бюджетов бюджетных ссуд, бюджетных займов, полученных и использованных участниками холдинга на указанные выше цели.
Как известно, холдинг не является юридическим лицом. Сделки между участниками чаще всего нельзя рассматривать и как передачу в пределах одного собственника*. Поэтому во избежание возникновения дополнительных налоговых обязательств Указ № 458 предусматривает, что денежные средства, полученные управляющей компанией холдинга – налоговым резидентом РБ для формирования централизованного фонда от дочерних компаний холдинга, а также полученные участниками холдинга – резидентами РБ из централизованного фонда, при исчислении налога на прибыль не включают в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении. Однако при этом участники холдинга не вправе применять льготу по налогу на прибыль в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК РБ** в части суммы средств, поступивших из централизованного фонда на финансирование капитальных вложений производственного назначения и (или) погашение полученных и использованных на эти цели кредитов банков.
Передача в пределах одного собственника в рамках холдинга может иметь место, если дочерние компании созданы управляющей компанией в форме унитарных предприятий или учреждений. Выбор организационно-правовой формы хозяйственных обществ (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО) не позволяет говорить о передаче в пределах одного собственника даже приусловии 100%-го участия в их уставных фондах со стороны управляющей компании.
Льготы по налогообложению, предусмотренные Указом № 458, касаются не только средств централизованного фонда, но и прочей безвозмездной передачи в рамках холдинга. Так, участники холдинга вправе по согласованию с управляющей компанией (собственником) осуществлять безвозмездную передачу денежных средств, товаров (имущества), имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг иным участникам холдинга – резидентам РБ. Названные объекты (имущество), безвозмездно полученные подобным образом управляющей компанией – резидентом РБ от дочерних компаний, а также дочерними компаниями – резидентами РБ от управляющей компании и от иных дочерних компаний, при исчислении налога на прибыль не следует включать в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении, при одновременном соблюдении следующих условий:
– управляющая компания (собственник) владеет более чем 50 % простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний – хозяйственных обществ, передающих и принимающих имущество;
– участники холдинга, передающие и принимающие имущество, не применяют особые режимы налогообложения и не зарегистрированы в качестве резидентов свободных экономических зон;
– участники холдинга, передающие и принимающие имущество, не являются участниками рынка ценных бумаг, производителями алкогольной и табачной продукции, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, не имеют в соответствии с законодательством освобождения (права на неуплату) от налога на прибыль в течение нескольких налоговых периодов;
– полученное имущество используется в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
При несоблюдении указанных условий это имущество включают в состав внереализационных доходов в налоговом периоде, в котором ранее была применена налоговая льгота, с применением мер ответственности, установленных за неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин), и начислением пеней в соответствии с налоговым законодательством за период со дня применения налоговых льгот по день уплаты налогов включительно.
1. Расширен состав участников холдинга, в который теперь помимо коммерческих организаций могут входить и учреждения, созданные управляющей компанией (некоммерческие организации согласно п. 3 ст. 46 Гражданского кодекса РБ; далее – ГК).
2. Основания, по которым управляющая компания холдинга получила возможность управлять участниками холдинга наряду с учредительством, дополнены, в частности, договором доверительного управления 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга. При этом статус учредителя или права по управлению можно приобрести по другим основаниям. Например, по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа акционерного общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (часть третья п. 3 ст. 103 ГК) или в соответствии с заключенным между основным и дочерним обществом договором первое имеет возможность определять решения, принимаемые вторым (п. 1 ст. 105 ГК).
3. Увеличен срок с одного месяца со дня регистрации холдинга до двух, в течение которого управляющая компания обязана внести изменения и (или) дополнения в устав (учредительный договор), включив в свое наименование слова "управляющая компания холдинга".
4. Указ № 660 дополнен перечнем оснований для отказа Минэкономики в регистрации холдинга. Он включает лишь 2 основания, носящие формальный характер (непредставление необходимых документов; их оформление с нарушением требований законодательства). Отказ в какой-либо форме в регистрации по иным основаниям не допускается.
5. Пункт 13 Указа № 660 изложен в следующей редакции: "управляющая компания холдинга составляет консолидированную бухгалтерскую отчетность по холдингу". Поясним его.
В настоящее время действует Инструкция о порядке ведения консолидированного учета и отчетности в хозяйственной группе, утвержденнаяпостановлением Минфина РБ от 31.12.2004 № 197. Однако холдинг не подпадает под понятие хозяйственной группы, сформулированное в Указе Президента РБ от 27.11.1995 № 482 "О создании и деятельности в республике финансовых групп". Нельзя рассматривать холдинг и как финансово-промышленную группу, поэтому Инструкция о порядке ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности в центральной компании финансово-промышленной группы, утвержденная постановлением Минфина, Минэкономики и МНС РБ от 25.03.2003 № 42/73/33, также не может быть применима к холдингам.
6. Новой редакцией Указа № 660 установлено, что руководитель негосударственного юридического лица – участника холдинга с согласия собственника имущества этого юридического лица (общего собрания участников либо, если это предусмотрено уставом, совета директоров (наблюдательного совета)) может выполнять работу на основании трудового договора (контракта) в других негосударственных юридических лицах, являющихся участниками этого холдинга.
Таким образом, Указ № 458 ограничил (по сравнению с прежней редакцией Указа № 660) штатное совместительство руководителей юридических лиц – участников холдинга в других его участниках только негосударственными юридическими лицами, являющимися участниками этого холдинга.
Однако это является послаблением по сравнению с общим запретом, установленным ст. 255 Трудового кодекса РБ: руководителю организации (причем независимо от формы собственности) запрещено выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.
7. Указ № 458 внес изменения и в Указ Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи". Указ № 458 изъял из сферы действия Указа № 300, а следовательно, и из ограничений, им установленных, безвозмездную "передачу участниками холдинга денежных средств, товаров (имущества), имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг иным участникам холдинга – резидентам Республики Беларусь, осуществляемую по согласованию с управляющей компанией холдинга (собственником имущества унитарных предприятий, простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ – дочерних компаний холдинга)".
8. Управляющие компании холдингов, осуществляющие деятельность только по управлению участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), теперь не будут осуществлять отчисления в инновационные фонды, создаваемые в соответствии с Положением о порядке использования средств инновационных фондов, утвержденным Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596.
Указ № 458 вступает в силу 20 января 2012 г.