ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ УСТАНОВЛЕНЫ НОВЫЕ СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ИЗ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
С 1 января 2011 г. вступил в силу Указ № 457.
– государственные театрально-зрелищные организации;
Указанным организациям поддержка из средств республиканского и местных бюджетов (далее – поддержка) может быть оказана различными способами.
Основной способ – поддержка в виде субсидий, которые могут быть предоставлены:
1) на финансирование текущих расходов, связанных с культурной деятельностью, в соответствии с нормативами обеспечения культурной деятельности;
2) создание и обновление театральных постановок, концертных программ, цирковых представлений и проведение гастролей (для государственных театрально-зрелищных организаций и государственных организаций кинематографии, осуществляющих производство фильмов, в части их подразделений, занятых театральной деятельностью);
3) приобретение экземпляров фильмов и прав на использование фильмов (для государственных организаций кинематографии, осуществляющих прокат и показ фильмов).
Организациям культуры могут также выделять средства из республиканского и местных бюджетов:
– на проведение текущего ремонта капитальных строений (зданий и сооружений) и изолированных помещений;
– приобретение оборудования и проведение капитального ремонта.
Государственным организациям кинематографии, осуществляющим производство фильмов, могут оказывать поддержку из средств республиканского бюджета на приобретение оборудования.
НОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
Кроме поддержки из бюджета таким организациям культуры также предоставлены особые налоговые льготы. Рассмотрим их.
Организация не будет являться плательщиком налога на недвижимость, если сдаст объект недвижимости в аренду организации, получающей поддержку в рамках Указа № 457
Не подлежат обложению налогом на недвижимость здания и сооружения (их части), сданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование организациям культуры, которым оказывают поддержку (п. 4 Указа № 457).
Сразу обратим внимание читателей на то, что льгота по налогу на недвижимость для организаций культуры расширена.
Обратимся к гл. 17 Налогового кодекса РБ (далее – НК). Бюджетные организации не являются плательщиками налога на недвижимость, если иное не установлено п. 2 ст. 186 НК (п. 3 ст. 184 НК).
Также отметим, что от налога на недвижимость освобождают здания и сооружения социально-культурного назначения местных Советов депутатов и организаций (подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК).
Однако следует учитывать ограничения, предусмотренные п. 2 ст. 186 НК. Так, при сдаче организациями (индивидуальными предпринимателями) в аренду, иное возмездное либо безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), освобожденных от налога на недвижимость, а также зданий и сооружений (их частей) бюджетных организаций такие здания и сооружения (их части) подлежат обложению налогом на недвижимость в общем порядке, установленном гл. 17 НК.
Не облагают налогом на недвижимость здания и сооружения (их части), сданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование:
– бюджетным организациям;
– организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;
– бюджетными организациями и учреждениями образования потребительской кооперации – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания детей, учащихся и студентов в учреждениях образования;
– учреждениями образования, финансируемыми из бюджета, – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации обучения детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях;
– Нацбанком РБ и его структурными подразделениями, коллегиями адвокатов;
– дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
– специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования (часть первая п. 2 ст. 186 НК).
А теперь сравним редакцию п. 2 ст. 186 НК с редакцией п. 4 Указа № 457.
Пример 1
Коммерческая организация уплачивает налог на недвижимость в общем порядке. Льготами по налогу на недвижимость она не пользуется. Организация сдала в аренду свое здание организации культуры, которой оказывается поддержка.
После сдачи в аренду коммерческая организация уже не должна платить налог на недвижимость по зданию в течение действия договора аренды.
Поскольку эта льгота новая и нормы законодательства неоднозначны, рекомендуем ор-ганизациям до применения льготы получить разъяснение в налоговой инспекции по месту постановки на учет.
По земельному налогу Указ № 457 предоставил 2 льготы
Организациям культуры Указом № 457 предоставлено сразу 2 льготы по земельному налогу.
Во-первых, не облагают земельным налогом земельные участки организаций культуры, которым оказывается поддержка.
Отметим, что до 1 января 2011 г. от земельного налога освобождались земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета на возмещение убытков от этой деятельности (подп. 1.7 п. 1 ст. 194 НК). С нового года в НК льгота расширена: от земельного налога освобождены земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета.
На первый взгляд может показаться, что в Указе № 457 повторяется льгота, уже предусмотренная в НК. Но это не так.
Дело в том, что понятие "организация культуры, которой оказывается поддержка" шире понятия "организация, осуществляющая социально-культурную деятельность и получающая субсидии из бюджета" за счет того, что поддержка согласно Указу № 457 оказывается организациям культуры не только путем выделения субсидий из бюджета на различные цели, но еще и путем выделения бюджетного финансирования на проведение текущего ремонта капитальных строений (зданий и сооружений) и изолированных помещений, а также на приобретение оборудования и проведение капитального ремонта.
Кроме того, льгота, предоставленная Указом № 457, шире, чем льгота, существующая в подп. 1.7 п. 1 ст. 194 НК, еще по одной причине. Указ № 457 в отличие от НК не требует возврата льготы при сдаче в аренду зданий и сооружений, расположенных на земельных участках организаций культуры.
Рассмотрим эти отличия на конкретных примерах.
Пример 2
Организация, осуществляющая социально-культурную деятельность и получающая субсидии из бюджета, согласно НК не платит земельный налог по предоставленному ей земельному участку. Но стоит только этой организации сдать в аренду здание, расположенное на земельном участке, как она должна уплачивать земельный налог в общем порядке.
Пример 3
Организация культуры, которой оказывают поддержку, согласно Указу № 457 с 1 января 2011 г. не платит земельный налог по своему земельному участку. Организация сдала в аренду здание, расположенное на земельном участке. Она по-прежнему может пользоваться льготой по земельному налогу в полном размере.
Похожая особенность налогообложения существует в НК.
Так, в случае сдачи организациями (индивидуальными предпринимателями) в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, а также зданий (помещений), сооружений бюджетных организаций исчисление и уплату земельного налога производят исходя из площади, переданной в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Суммы земельного налога исчисляют пропорционально площадям зданий (помещений) и сооружений, занимаемым арендаторами (пользователями) (п. 12 ст. 202 НК).
Земельный налог исчисляют и уплачивают начиная с месяца сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений и заканчивая месяцем, в котором истекает срок аренды, иного возмездного или безвозмездного пользования этих зданий (помещений) и сооружений.
Вместе с тем исчисление и уплату земельного налога в соответствии с частью первой п. 12 ст. 202 НК не производят при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета.
1) нет ограничений по перечню организаций, которые могут сдавать в аренду земельные участки организациям культуры.
Следовательно, все организации, уплачивающие земельный налог в общем порядке, имеют право прекратить уплату земельного налога, как только сдадут в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование здания (помещения) и сооружения организациям культуры, которым оказывается поддержка;
2) льготу предоставляют полностью на весь земельный участок независимо от того, сдается в аренду здание целиком или только его часть.
Пример 4
Коммерческой организации выделен земельный участок в центре г. Минска для эксплуатации и обслуживания крупного торгового или офисного центра. Организация уплачивает ежегодно земельный налог в размере 1 млрд. руб. Стоит только этой организации в 2011 г. сдать в аренду организации культуры, которой оказана поддержка, хотя бы небольшое помещение (1 кв.м) в этом торговом или офисном центре, как организация может не платить в бюджет земельный налог за весь земельный участок.
Пример 5
Оператор сотовой связи сдал в 2011 г. в аренду организации культуры, которой предоставлена поддержка, одно помещение.
При этом оператору сотовой связи исполнительными комитетами местных Советов депутатов по всей территории страны выделено более 5 тыс. земельных участков для эксплуатации и обслуживания зданий, сооружений и базовых станций. У него земельный налог целый год исчисляет специально созданный в бухгалтерии отдел, налоговая декларация по земельному налогу, представляемая в налоговую инспекцию, состоит из1 000 листов, ежегодно в бюджет уплачивается более 2 млрд. руб. земельного налога.
Однако он согласно Указу № 457 не должен платить в бюджет земельный налог по всем своим земельным участкам.
Так же ситуация обстоит с банками и другими организациями, у которых по всей территории республики насчитывается достаточно большое количество филиалов.
Налог на прибыль
Прибыль организаций культуры, которым оказывается поддержка, полученная от культурной деятельности, освобождена от обложения налогом на прибыль (п. 3 Указа № 457).
Прибыль, остающуюся после уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. государственные целевые бюджетные, а также внебюджетные фонды, организации культуры, которым оказывается поддержка, вправе направлять в фонды накопления и потребления в порядке, определенном Советом Министров РБ (п. 6 Указа № 457).
С 1 января такой порядок утвержден постановлением Совета Министров РБ от 18.10.2010 № 1504 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 3 сентября 2010 г. № 457".
Напомним, что до 1 января 2011 г. порядок формирования и использования фондов накопления и потребления был определен п. 4 Указа Президента РБ от 28.12.1999 № 770 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета".
Таким образом, с 1 января 2011 г. организациям культуры необходимо применять Положение о порядке формирования и использования фондов накопления и потребления отдельными организациями культуры, утвержденное постановлением № 1504.
Этим Положением установлен порядок формирования и использования фондов накопления и потребления государственными театрально-зрелищными организациями, государственными парками культуры и отдыха и зоопарками, государственными организациями кинематографии, осуществляющими прокат и показ фильмов, а также государственными организациями кинематографии, осуществляющими производство фильмов, в части их подразделений, занятых театральной деятельностью (далее – организации культуры).
Для целей Положения под прибылью понимают прибыль, полученную от реализации товаров (работ, услуг), а также внереализационные доходы (за вычетом внереализационных расходов) и операционные доходы (за вычетом операционных расходов).
Организации культуры в пределах прибыли, оставшейся после уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. государственные целевые бюджетные, а также внебюджетные фонды, могут формировать фонд накопления и фонд потребления. При этом в фонд накопления должно быть направлено не менее 10 % полученной прибыли.
Конкретные размеры отчислений в фонды накопления и потребления организации культуры могут определять самостоятельно своими локальными нормативными правовыми актами (например, коллективным договором, положением о создании и использовании фондов, приказом руководителя, учетной политикой организации и др.).
Организации культуры могут не спешить расходовать образованные фонды, так как средства фондов накопления и потребления, не использованные в текущем году, не подлежат изъятию и используют их в последующие годы в установленном порядке.
Норма, определенная п. 4 Указа № 770, предоставляла право театрально-зрелищным организациям РБ устанавливать свободные цены на билеты в пределах 75 % общего количества мест в зрительном зале при сохранении цен на билеты на остальные места на уровне, устанавливаемом Минкультуры РБ.
Полученные от реализации билетов дополнительные финансовые средства направлялись в фонд накопления и потребления театрально-зрелищных организаций.
Так как в п. 4 Указа № 770 не было сказано, должны ли средства, полученные от реализации билетов, облагать налогами и сборами или их сразу без налогообложения могли направлять в фонд накопления и потребления, то данный вопрос был разъяснен письмом МНС и Минкультуры РБ от 01.12.2009 № 2-2-13/5846/10-23/2650 "О формировании фондов накопления и потребления".
Министерства разъяснили, что суммы дополнительных финансовых средств, направленных театрально-зрелищными организациями РБ в фонды накопления и потребления в соответствии с п. 4 Указа № 770, уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
При определении размера дополнительных финансовых средств, подлежащих направлению в фонды накопления и потребления в соответствии с п. 4 Указа № 770, следует руководствоваться нормами абз. 3 подп. 1.1 п. 1 Методических рекомендаций о порядке создания, использования и учета театрально-зрелищными организациями фонда накопления и фонда потребления, утвержденных приказом Минкультуры РБ от 30.12.2002 № 300.
Из указанных норм следует, что дополнительные финансовые средства необходимо исчислять как разницумежду общей выручкой от продажи билетов на спектакли, концерты, представления и другие зрелищные мероприятия и расчетной стоимостью проданных билетов по ценам, устанавливаемым Минкультуры РБ на 25 % мест в зрительном зале.
В связи с этим Минкультуры РБ на основании Указа № 770 утвердило постановлением предельные максимальные цены на билеты на спектакли, концерты и цирковые представления театрально-зрелищных организаций на 25 % общего количества мест в зрительном зале.
Справочно о "старых" льготах, действующих в сфере культуры
Организациям культуры следует учитывать, что кроме налоговых льгот, установленных Указом № 457, для них существуют многочисленные налоговые льготы, установленные НК и другими указами Президента РБ.
1. Так, у бюджетных организаций культуры, созданных в соответствии с законодательством, не включают, в частности, в состав внереализационных доходов:
– стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы безвозмездно полученных денежных средств при условии использования этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств по целевому назначению, а в случае, если целевое назначение передающей стороной не определено, – на выполнение задач, определенных уставами и (или) учредительными договорами бюджетных организаций, созданных на основании законодательства;
– доходы в виде процентов от хранения вышеуказанных денежных средств на текущих (расчетных) либо иных банковских счетах (подп. 4.2 п. 4 ст. 128 НК).
2. Кроме того, льготы по налогу на прибыль предусмотрены для спонсоров организаций культуры.
От обложения налогом на прибыль освобождают прибыль организаций (в размере не более 5 % валовой прибыли), переданную зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям культуры или использованную на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права (подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК).
3. От НДС освобождают обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг в сфере культуры и искусства по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом РБ (подп. 1.7 п. 1 ст. 94 НК).
На сегодняшний день такой перечень услуг утвержден Указом Президента РБ от 04.04.2006 № 194 (в настоящее время в него подготовлены изменения и дополнения).
В этот перечень вошли проведение театральных и цирковых представлений, концертов, иных театрально-зрелищных мероприятий, фестивалей, творческих конкурсов государственными организациями, закрытыми акционерными обществами "Второй национальный телеканал", "Столичное телевидение" и организациями культуры Федерации профсоюзов Беларуси.
Также согласно перечню освобождены от обложения НДС услуги государственных организаций, а также клубных учреждений, музеев, музеев-заповедников, выставочных организаций в сфере культуры (картинных, художественных галерей и галерей искусств, выставочных залов, панорам), библиотек, парков культуры и отдыха, организаций кинематографии независимо от форм собственности по осуществлению культурно-просветительной работы среди населения.
При этом под клубными учреждениями понимают организации культуры, созданные в соответствии с законодательством в форме учреждений для осуществления просветительских, воспитательных и развлекательных функций некоммерческого характера в области культуры путем создания физическим лицам благоприятных условий для занятия народным и художественным творчеством, удовлетворения их познавательных потребностей, а также потребностей в самообразовании, духовном и физическом развитии, межличностном общении и отдыхе и финансируемые собственником полностью или частично.
4. От уплаты налога на прибыль и НДС освобождены ассоциация общественных объединений "Белорусская конфедерация творческих союзов", творческие союзы Республики Беларусь и их фонды (Указ Президента РБ от 09.07.2001 № 374).
Освобождение от налогов распространяется также на общественные объединения "Белорусский союз архитекторов", "Белорусский союз дизайнеров", "Белорусский союз журналистов", "Белорусский союз кинематографистов", "Белорусский союз театральных деятелей", "Белорусский союз художников", "Белорусский фонд культуры", "Белорусский союз музыкальных деятелей", "Белорусский союз мастеров народного творчества", "Белорусский союз композиторов", "Белорусский союз литературно-художественных критиков", "Белорусская гильдия актеров кино","Союз писателей Беларуси" и Белорусский республиканский литературный фонд.
5. Бюджетные организации культуры (как занимающиеся, так и не занимающиеся хозяйственной деятельностью) не признают плательщиками экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (п. 3 ст. 204 и п. 2 ст. 210 НК).
При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 16 НК бюджетной организацией признают организацию, созданную (образованную) Президентом РБ, государственными органами, в т.ч. местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом РБ государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций.