Порядок представления сведений налоговыми агентами
Приближается 1 апреля – предельная дата для представления в налоговые органы сведений за 2011 г. о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (далее – сведения), источником выплат которых служат организации – налоговые агенты*.
__________________________
* Поскольку в 2012 г. 1 апреля выпадает на нерабочий день (воскресенье), последним днем представления сведений считают ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. 2 апреля (ст. 3-1 Налогового кодекса РБ; далее - НК). – Прим. ред.
Напомним, что такая обязанность возложена на налоговых агентов в целях осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин) (подп. 3.3 п. 3 ст. 23 НК).
Необходимо представить в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь:
1) гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства);
2) физическим лицам в виде возврата взносов, в т.ч. проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении ими строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства;
3) физическим лицам в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения 5-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 5 лет и более.
Кроме того, должны быть поданы сведения о предоставленных плательщикам стандартных налоговых вычетах не по месту их основной.
Вышеизложенные требования о представлении сведений указаны в п. 3 ст. 164 (о предоставленных стандартных налоговых вычетах не по месту основной работы) и п. 11 ст. 175 НК (все остальные требования).
Примечание. В 2012 г. требование подачи сведений о предоставленных стандартных налоговых вычетах не по месту основной работы перенесено из п. 3 ст. 164 в п. 11 ст. 175 НК.
Все перечисленные сведения представляют в виде справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц, форма которой приведена в приложении 3 к постановлению МНС РБ от 31.12.2010 № 100 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц".
Организации могут представить справку:
1) на бумажных носителях, если численность физических лиц не превышает 10 человек;
2) на магнитных носителях, если численность физических лиц превышает 10 человек (п. 11 ст. 175 НК).
Рассмотрим нюансы, которые необходимо учитывать при представлении сведений по каждой из вышеуказанных позиций.
Сведения о доходах, выплаченных гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства)
В налоговом законодательстве содержание категории "физические лица" основано на гражданстве либо подданстве (п. 6 ст. 13 НК).
Основные определения о гражданстве физических лиц даны в ст. 1 Закона РБ от 04.01.2010 № 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь". В частности, в ней указано, что:
1) иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства;
2) лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь бывают временно пребывающими; временно проживающими; постоянно проживающими.
При подаче сведений определяющим является гражданство и не имеет значения налоговое резидентство физического лица, получающего доходы на территории Республики Беларусь.
Поясним сказанное. Если физическое лицо является гражданином Республики Беларусь и не признается налоговым резидентом РБ, выплата ему дохода не влечет возникновения у налогового агента обязанности представлять сведения в налоговый орган.
А если иностранный гражданин признается налоговым резидентом РБ, то при выплате доходов такому лицу налоговый агент обязан представить сведения в налоговый орган.
Пример 1
Строительная организация пригласила в 2011 г. зарубежных строителей для строительства гостиницы, которым в течение 2011 г. выплачивали заработную плату.
Пример 2
Белорусская организация пригласила в апреле 2011 г. зарубежных артистов для участия в концерте. За выступление артистам был выплачен гонорар.
В обоих случаях, указанных в примерах 1 и 2, организация как налоговый агент обязана представить в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь гражданам (подданным) иностранных государств.
Сведения о доходах, выплаченных физическим лицам в виде возврата взносов, в т.ч.проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении ими строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства
Представление данных сведений продиктовано необходимостью контроля налоговых органов за поступлением подоходного налога в случаях, если по указанным суммам ранее был предоставлен имущественный налоговый вычет.
Так, при прекращении строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов либо в случае удешевления его стоимости, возврата излишне уплаченных взносов, а также при выбытии физических лиц из членов организаций застройщиков до завершения строительства возвращаемые взносы, в т.ч. и проиндексированные в порядке, определенном законодательством, по суммам которых ранее был предоставлен имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, подлежат налогообложению (подп. 1.28 п. 1 ст. 163 НК).
Справочно: порядок возврата взносов изложен в Положении о порядке возврата дольщикам денежных средств при прекращении участия в долевом строительстве жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном жилом доме и связанных с ним объектов недвижимости, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 14.09.2006 № 1207 (далее – Положение).
В частности, установлено, что возвращаемая сумма денежных средств подлежит индексации в порядке, предусмотренном Положением, с учетом соответствующего индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ, утвержденного на дату выплаты (п. 5 Положения).
Пример 3
Работник организации, нуждающийся в улучшении жилищных условий, в январе 2011 г. по месту основной работы представил документы, подтверждающие право на получение имущественного налогового вычета по расходам в виде паевых взносов, направленных на строительство квартиры за счет собственных средств. При исчислении подоходного налога имущественный налоговый вычет предоставлен налоговым агентом в полном объеме.
В декабре 2011 г. при прекращении строительства квартиры жилищно-строительным потребительским кооперативом произведен возврат паевых взносов физическому лицу.
Налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных работнику в виде возврата взносов, в т.ч. проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении строительства квартиры.
В этом случае исполнение налоговых обязательств по уплате подоходного налога возлагают не на налогового агента, а на самого работника, который должен был подать налоговую декларацию в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. не позднее 1 марта 2012 г.
Сведения о доходах, выплаченных физическим лицам в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения 5-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 5 лет и более
Данные сведения также представляют для возможности осуществления контрольных функций налоговых органов за уплатой подоходного налога, поскольку суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 5 лет, могли быть приняты к социальному налоговому вычету в установленных НК размерах (подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК).
В случае возврата страховых взносов при расторжении до истечения 5-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 5 лет и более, по суммам которых ранее был предоставлен социальный налоговый вычет, такой доход подлежит налогообложению (подп. 1.4 п. 1 ст. 180 НК).
Важно! В 2011 г. в НК действовала норма, что организации обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь физическим лицам в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения 5-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 5 лет и более.
В 2012 г. внесено изменение, согласно которому сведения по таким договорам представляют в случае их расторжения до истечения 3-летнего периода и если эти договоры заключены сроком на 3 года и более (п. 11 ст. 175 НК).
Поскольку сведения представляют за 2011 г., следует учитывать нормы НК, действовавшие в 2011 г., и представлять сведения в отношении возврата страховых взносов при расторжении до истечения 5-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 5 лет и более.
Обязанность по уплате подоходного налога возложена на физических лиц – получателей страховых взносов после подачи налоговой декларации. Организация обязана лишь подать сведения о доходах, выплаченных физическим лицам в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения 5-летнего периода вышеуказанных договоров.
Пример 4
Страховая организация выплатила в декабре 2011 г. доход физическому лицу в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения 5-летнего периода договора добровольного страхования жизни, заключенного сроком на 5 лет.
Страховая организация обязана представить сведения в налоговый орган по месту постановки на учет до 1 апреля 2012 г.
Сведения о предоставленных плательщикам стандартных налоговых вычетах не по месту их основной работы
Представление данных сведений объясняется необходимостью полноты получения налоговыми органами информации о предоставленных стандартных налоговых вычетах в случаях, когда работник, не имеющий основного места работы, может работать сразу в нескольких местах в течение одного месяца. В таких случаях плательщик потенциально может получить стандартный налоговый вычет у каждого из налоговых агентов. А это уже является нарушением.
Справочно: при отсутствии у плательщика места основной работы (службы, учебы) стандартные налоговые вычеты предоставляются по его письменному заявлению при предъявлении трудовой книжки (при отсутствии трудовой книжки – по письменному заявлению плательщика с указанием ее отсутствия) налоговым агентом.
Налоговый агент предоставляет стандартные налоговые вычеты в течение календарного года при выплате доходов плательщику. Причем эти вычеты предоставляют плательщику, у которого отсутствует место основной работы (службы, учебы), по его выбору только один налоговый агент либо налоговый орган (п. 3 ст. 164 НК).
Пример 5
Плательщик, не имевший основного места работы, в сентябре 2011 г. получил доход по договору подряда в 2 организациях.
Стандартный налоговый вычет может быть предоставлен по выбору плательщика в одной из организаций при представлении заявления и трудовой книжки или заявления с указанием причины ее отсутствия. Налоговый агент обязан направить сведения о его предоставлении в налоговый орган по месту своей постановки на учет.