Отметим, что расходы по регистрации объектов недвижимости, включенные в первоначальную стоимость объекта основных средств, в целях налогообложения прибыли признают затратами, связанными с приобретением и (или) созданием амортизируемого имущества, и не учитывают при налогообложении прибыли в составе текущих затрат на основании подп. 1.13 п. 1 ст. 131 НК.
При этом такие расходы могут быть впоследствии учтены при исчислении налога на прибыль посредством начисления амортизационных отчислений по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в эксплуатации.
Как уже было отмечено выше, законодательство о бухгалтерском учете точно определяет, что расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при регистрации объекта недвижимости до его ввода в эксплуатацию, следует включать в его первоначальную стоимость.
А что говорит по этому поводу налоговое законодательство?
Пунктом 1 ст. 260 НК установлено, что суммы государственной пошлины организации включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
При этом данная норма при отнесении расходов на затраты не устанавливает зависимости от объекта обложения государственной пошлиной и не дает отсылочных норм на иные статьи НК, а четко предусматривает порядок учета государственной пошлины в налоговом учете.
Таким образом, существует различие в применении норм бухгалтерского и налогового учета государственной пошлины в соответствии с п. 1 ст. 260, подп. 1.13 п. 1 ст. 131 НК и Инструкцией № 118.
Отметим, что исходя из норм ст. 10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" НК имеет бóльшую юридическую силу по отношению к Инструкции № 118. Исходя из этого нет гарантии, что при проверке отнесенная в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете на увеличение стоимости недвижимого имущества государственная пошлина по его регистрации не будет единовременно отнесена на затраты организации, учитываемые при налогообложении.
По мнению автора, решение данной проблемы довольно простое: достаточно внести соответствующие изменения в ст. 260 НК и более четко определить, какие суммы государственной пошлины можно не относить на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
В качестве примера можно привести ст. 203 НК, определяющую порядок налогового учета земельного налога. В соответствии с указанной статьей суммы земельного налога организации включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг),имущественных прав, учитываемые при на-логообложении. Однако по возводимым объек-там суммы земельного налога подлежат включению в стоимость объектов незавершенного капитального строительства.
Так почему бы не предусмотреть нечто подобное и в отношении государственной пошлины?
Понятно, что бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций могут различаться. Но все же насколько оправданно разводить "по разным углам" эти 2 учета и делать наше законодательство более сложнымдля бухгалтера?