Прежде всего напомним, что от обложения налогом на прибыль освобождают прибыль организаций (в размере не более 10 % валовой прибыли), переданную зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, религиозным организациям, а также общественным объединениям "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", унитарным предприятиям, собственниками имущества которых являются эти объединения, или использованную на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права (подп. 1.2 п. 1 ст. 140 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
В Республике Беларусь предоставление и использование безвозмездной (спонсорской) помощи регулирует Указ Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее – Указ № 300).
Так, юридические лица РБ вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств на условиях, определяемых Указом № 300 (п. 1 Указа № 300).
Бюджетной организацией признают организацию, созданную (образованную) Президентом, государственными органами, в т.ч. местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом или иной уполномоченной на то Президентом государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств которой ведется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения.
При этом не относят к бюджетным организации:
1) получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;
2) получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности организации (п. 1 ст. 16 НК).
Определение религиозной организации дано в ст. 13 Закона РБ от 17.12.1992 № 2054-XII "О свободе совести и религиозных организациях".
Так, религиозными организациями в Республике Беларусь признают добровольные объединения граждан РБ (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.
Следует обратить внимание, что освобождению подлежит прибыль, переданная не любым зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям, а только бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта.
Организация оказала безвозмездную (спонсорскую) помощь воинской части, являющейся бюджетной организацией, перечислив на ее счет денежные средства на цели, соответствующие требованиям Указа № 300.
Организация-спонсор не вправе воспользоваться освобождением, предусмотренным подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК, поскольку воинская часть не относится к бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта.
Обращаем внимание, что валовая прибыль для целей применения освобождения от налога – это прибыль для целей налогообложения, исчисленная в соответствии с нормами НК, а не отраженная по счетам бухгалтерского учета.
Форма налоговой декларации (расчета) утверждена в приложении 3 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Организация оказала безвозмездную (спонсорскую) помощь религиозной организации, перечислив на ее счет денежные средства на цели, соответствующие требованиям Указа № 300, в сумме 5 млн. руб. Сумма валовой прибыли, отраженная по стр. 10 разд. I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за 2012 г., составила 45 млн. руб.
Поскольку сумма безвозмездной (спонсорской) помощи превышает 10 % валовой прибыли, сумма льготы составит 4,5 млн. руб. (45 млн. руб. × 10 %).
Льготу в соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК можно применить не только при перечислении денежных средств, но и в отношении сумм прибыли, использованных на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права.
Организация приобрела и оплатила товары, которые были переданы бюджетной организации образования, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, на общую сумму 10 млн. руб. Валовая прибыль организации составила 300 млн. руб.
Поскольку сумма безвозмездной (спонсорской) помощи не превышает 10 % валовой прибыли (300 млн. руб. × 10 % = 30 млн. руб.), льготу можно применить на всю сумму направленной на оказание безвозмездной (спонсорской) помощи прибыли – 10 млн. руб.
При необходимости правомерность применения льготы надо подтвердить
С 2012 г. при использовании налоговых льгот плательщиками отменена обязанность представлять в налоговые органы вместе с декларациями (расчетами) документы, подтверждающие право на налоговые льготы. Ранее такая обязанность содержалась в п. 6 ст. 43 НК.
Вместе с тем налоговые органы в ходе проведения камеральных проверок плательщика вправе истребовать данные документы, а плательщик в свою очередь обязан их представить. В случае непредставления документов, обосновывающих применение налоговых льгот или если представленными документами не подтверждено право плательщика на налоговую льготу, налоговый орган исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета данных налоговых льгот (подп. 1.10 п. 1 ст. 22, пп. 3, 4 ст. 70 НК).
Таким образом, несмотря на вышеуказанные изменения в НК, плательщику, как и ранее, придется в случае необходимости доказывать обоснованность применения льгот.
Следует отметить, что НК не содержит никаких требований в отношении первичных учетных документов либо их копий, которые должны представлять организации в налоговые органы вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд для подтверждения льготирования сумм прибыли.
Тем не менее исходя из сложившейся практики в качестве основания для применения льготы по подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК налоговыми органами могут быть истребованы:
1) договор оказания безвозмездной (спонсорской) помощи;
2) платежная инструкция, подтверждающая перечисление средств, – при оказании спонсорской помощи путем перечисления денежных средств;
3) товарные либо товарно-транспортные накладные, подтверждающие факт передачи товарно-материальных ценностей (ТМЦ); счета-фактуры, предъявленные для оплаты этих ценностей, работ, услуг; платежная инструкция, подтверждающая оплату ТМЦ, – при оказании спонсорской помощи путем оплаты счетов за приобретенные и переданные вышеуказанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права;
4) информационное письмо компетентного органа об отнесении организаций к бюджетным.