РЕГИСТРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Декретом № 5 предусмотрена возможность электронной регистрации юридических лиц
С 1 сентября организации могут представлять документы в регистрирующий орган:
– путем личного обращения;
Постановление № 1164 предусматривает, что электронная государственная регистрация субъектов хозяйствования, а также использование веб-портала ЕГР для представления электронных документов о согласовании наименования организации, уведомлений об изменении местонахождения организации, назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) в виде электронных документов будут осуществляться в 3 этапа.
На втором этапе будет введена электронная государственная регистрация вышеназванных организаций на всей территории республики.
Третий этап предусматривает электронную государственную регистрацию всех иных субъектов хозяйствования.
Справочно: 1-й этап введен со дня вступления в силу постановления № 1164, т.е. с 1 сентября 2011 г.
Решения о введении 2-го и 3-го этапов будут приняты Минюстом в форме постановлений, причем срок их принятия должен быть не позднее чем за 2 месяца до даты начала соответствующего этапа.
Порядок представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом определен в инструкции, утвержденной постановлением № 1164.
Устранен пробел в отношении документов, подаваемых для государственной регистрации субъектов хозяйствования, создаваемых в результате реорганизации
Расширен перечень документов, подаваемых в регистрирующий орган. С 1 сентября в дополнение к ранее установленному перечню надо представлять:
– для государственной регистрации организаций, создаваемых в результате реорганизации в формах слияния либо разделения, – оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации;
– для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы организаций в связи с реорганизацией в формах преобразования и присоединения, – оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования организации; оригинал свидетельства о государственной регистрации присоединенной организации в случае реорганизации организации в форме присоединения; оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае реорганизации организации в форме преобразования.
С 1 сентября предусмотрены дополнительные негативные последствия за нарушенияв области государственной регистрации субъектов хозяйствования
Декрет № 5 уточнил, что недействительной может быть признана государственная регистрация:
– юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния;
– изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в т.ч. в связи с реорганизацией в форме преобразования и присоединения.
Государственная регистрация созданного юридического лица (в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния) признается недействительной по решению хозяйственного суда по искам органов КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговых и иных уполномоченных органов. Одновременно с требованием о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет заявляется также иск о ликвидации субъекта хозяйствования. При обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц (в т.ч. в связи с реорганизацией в форме преобразования и присоединения), указанные органы обращаются в хозяйственный суд с иском о признании недействительной данной государственной регистрации.
В заявлении о государственной регистрации надо указать о проведении плановой провеки
При создании организации или внесении изменений (дополнений) в учредительные документы у заявителей с 1 сентября появилась новая обязанность. Они должны в заявлении о государственной регистрации подтверждать, что на дату государственной регистрации проведена (завершена) плановая проверка в отношении:
– юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
– изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, в связи с его реорганизацией в форме выделения, преобразования;
– изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица в случае присоединения к нему юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
– соответствующего юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.
Указание и подтверждение таких сведений в заявлении о государственной регистрации направлено на пресечение схемы использования механизма реорганизации организации в целях избежания плановых проверок юридических лиц. Напоминаем, что ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации, несут собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации).
Декрет № 5 установил дополнительные случаи информирования регистрирующего органа
Организациям дополнительно к имеющимся обязанностям вменены новые. Так, организация должна:
– в случае изменения наименования внести в 2-месячный срок в свой устав изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации.
За невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и в сроки, установленные законодательством, предусмотрена административная ответственность – штраф в размере до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 23.64 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Субъектами данного правонарушения являются руководитель юридического лица, учредитель, участник, собственник имущества юридического лица, а также другие лица, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 23.64 КоАП имеют право должностные лица налоговых органов и органов КГК;
– в случае назначения (замены) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) представить в течение 10 рабочих дней со дня такого назначения (замены) в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации).
Неуведомление регистрирующего органа о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) в течение 10 рабочих дней со дня такого назначения (замены) является административным правонарушением, влекущим административную ответственность в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 КоАП). Административной ответственности подлежит не юридическое лицо, а должностное лицо юридического лица (руководитель или иное уполномоченное лицо).
Форма уведомления о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) установлена постановлением Минюста РБ от 11.08.2011 № 185 "О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 8".
Организациям предоставлено право представлять в регистрирующий орган в электронном виде посредством веб-портала ЕГР уведомление:
– об изменении местонахождения коммерческой (некоммерческой) организации;
– о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации).
Порядок такого представления определен Инструкцией о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом, утвержденной постановлением № 1164.
Важно! Юридические лица, в которых руководитель (иное лицо, уполномоченное учредительными документами действовать от имени организации) назначен (сменен) с 1 февраля 2009 г. до 1 сентября 2011 г., обязаны до 1 января 2012 г. уведомить регистрирующий орган обо всех назначениях (заменах) за этот период.
Расширился перечень оснований обжалования решений регистрирующего органа
С 1 сентября предметом обжалования может выступать также и осуществление регистрирующим органом государственной регистрации (ранее действующей редакцией Декрета № 1 было предусмотрено право только на обжалование в случае неосуществления государственной регистрации).
Кроме того, уточнен перечень лиц, которые вправе обжаловать в хозяйственном суде осуществление либо неосуществление государственной регистрации субъектов хозяйствования (изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц). К ним отнесены в т.ч. лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления (неосуществления) государственной регистрации.
ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Взаимодействие органов в процедуре ликвидации юридического лица
Усовершенствован механизм взаимодействия регистрирующего органа* с отдельными государственными органами при осуществлении процедуры ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом.
При получении от юридического лица требуемых документов регистрирующий орган направляет уведомление государственным органам о начале процедуры ликвидации юридического лица.
В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления государственные органы должны представить в регистрирующий орган:
– справки о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности перед бюджетом, Фондом, обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – справка);
– либо информацию о невозможности представления соответствующих справок (далее –информация). Представление информации предусмотрено в случае невозможности представления справок ввиду:
непредъявления юридическим лицом документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации;
отказа от восстановления юридическим лицом документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации;
восстановления юридическим лицом документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации, с последующим проведением такой проверки.
Направление государственным органом в регистрирующий орган информации не освобождает государственный орган от обязанности представить в регистрирующий орган справку. Срок для представления справки не может превышать 6 месяцев со дня получения уведомления. В течение указанного срока государственный орган принимает меры по проведению проверки юридического лица на предмет установления наличия (отсутствия) у юридического лица задолженности.
Исключение юридического лица из ЕГР
Регистрирующий орган вносит запись в ЕГР об исключении из него юридического лица при наличии в совокупности следующих условий:
– представлены необходимые для ликвидации документы;
– государственными органами не представлены справки либо информация в течение 35 рабочих дней либо представлены справки об отсутствии задолженности;
– архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников юридического лица.
Юридическое лицо не может быть исключено из ЕГР:
1) в случае представления в регистрирующий орган информации – в течение 6 месяцев со дня получения уведомления.
Если по истечении этого срока в регистрирующий орган не представлены справки, этот орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него юридического лица;
2) если в течение 35 рабочих дней с момента направления регистрирующим органом уведомления в регистрирующий орган поступила письменная информация от правоохранительных и иных органов* о выявленных фактах совершения правонарушений юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, о фактах совершения правонарушений его должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), непосредственно связанных с деятельностью юридического лица, об имеющейся задолженности перед бюджетом, не выявленной в ходе ликвидации.
В этом случае юридическое лицо исключается из ЕГР при получении регистрирующим органом информации от указанных правоохранительных и иных органов о принятых решениях по выявленным фактам совершения правонарушений юридическим лицом, его должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица (исполнении наложенных в связи с этими решениями взысканий) и (или) представлении юридическим лицом в регистрирующий орган документов, подтверждающих погашение задолженности.
Важно! Сведения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами будут публиковаться не в газете "Рэспублiка", а в приложении к журналу "Юстиция Беларуси", а также размещаться на сайте Минюста.
От редакции:
С примерным алгоритмом ликвидации юридического лица можно ознакомиться в материале О. Шинкевич "Собственник принял решение о ликвидации организации" (см.: Гл. бухгалтер. – 2011. – № 35. – С. 81–85).